Vitasvet-led.ru

Витасвет Лед
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Символ розетка как солнце

Символика

Флаг Республики Мордовия

Флаг Республики Мордовия является официальным государственным символом Республики Мордовия Российской Федерации. Принят Парламентом Республики 30 марта 1995 года.

«Государственный флаг Республики Мордовия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трёх полос маренового (тёмно-красного), белого и тёмно-синего цветов. Верхняя и нижняя полосы по размеру одинаковы. Ширина каждой из них составляет 1/4 ширины флага. Соотношение сторон флага — 1:2. В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка — солярный знак маренового (тёмно-красного) цвета, символ солнца».

20 мая 2008 года депутаты республиканского парламента привели закон “О государственном флаге Республики Мордовия» в соответствие с рекомендацией Геральдического совета при Президенте Российской Федерации. Корректировка была направлена на изменение соотношения ширины и длины полотнища с пропорции 1:2 на 2:3, также было дано описание солярного знака: ”Высота и ширина солярного знака имеют одинаковые размеры и относятся к ширине флага — 3:8”.

Герб

Герб Республики Мордовия представляет собой изображение геральдического щита тёмно-красного, белого и тёмно — синего цветов с гербом г. Саранска в середине.

Герб Саранска обрамлен золотыми колосьями пшеницы, олицетворяющими традиционную приверженность мордовского народа к сельскохозяйственному труду, перевитыми лентой маренового, белого и тёмно-синего цветов, нашейной гривной (национальное украшение женщин) цвета золота, на котором семь орнаментов, означающих количество городов республики, заканчивающейся солярным знаком, восьмиконечной розеткой, символ солнца, красного цвета.

Центральная фигура государственного герба — восьмиконечная розетка — солярный знак, означающий символ солнца, тепла, добра, открытости. Состоящая из к равновесию, стабильности и устойчивости.

Цветовая гамма герба исстари присуща мордовскому народу. Красно- коричневый цвет символизирует жизнеутверждающее начало, жизнь; белый — духовность, чистоту намерений и помыслов; заменённый чёрный на тёмно-синий — плодородие земли, напоенной влагой.

В серебряном поле старого герба Саранска изображены красная лисица и три стрелы — свидетельство преобладания охотничьего промысла в укладе жизни населения того времени (основан в 1641 году как укрепление).

Украшающие нашейную гривну семь полурозеток — элемент мордовской вышивки, символизируют города республики : Саранск, Ардатов, Инсар, Ковылкино, Краснослободск, Рузаевку, Темников. Обрамление из золотых колосьев пшеницы говорит о том, что Мордовия — республика развитого зернового хозяйства.

Энциклопедический словарь. 2009.

Александр Черных — Геральдика в системе исторического знания XX века.

Символ розетка как солнце

Розетки разных видов — излюбленный орнамент в архитектурном декоре и в прикладном искусстве.

При этом они не изобразительные, представляя собой абстрактные геометрические узоры. Лишь в единичных случаях встречается начертание розетки, похожее на изображение цветка.

Розетки на резных камнях

Но в разных прорисовка розеток сказались не только различные стилевые приемы построения орнамента. Розетки этих двух типов имеют в своих истоках разную семантику.

В декоративном искусстве раннее земледельческих культур эпохи неолита встречаются изображения цветов и цветкообразных розеток.

Розетки на резных камнях

Анализ композиций дает немного, потому что в дошедших до нас образцах розетка фигурирует обычно как чисто декоративный мотив, лишенный смыслового содержания.

Скорее всего, это символ.

Резные деревянные ларцы

Эта архитектурная деталь тогда могла иметь не только символическое, но и практическое назначение.

Читать еще:  Как отремонтировать вываливающуюся розетку

При рассмотрении семантики знаков, имеющих круглую форму, можно принять во внимание также то обстоятельство, что диск служил обозначением солнца в древних цивилизациях Египта, Малой Азии, Месопотамии. Но при этом следует учесть, что мифология и языческая обрядность народов Европы отличаются от таковых в цивилизациях Древнего Востока, кроме того, рассматриваемый в этой книге комплекс культовой символики был большей частью чужд религиям шумеров, ассирийцев, вавилонян, хеттов, а в Египте имеет соответствия преимущественно лишь в до династическую эпоху.

Резные деревянные ларцы

Кавказские горцы, об их мифологии известно мало, но то, что известно, позволяет судить о наличии у них в средние века реликтов почитания солнца.

Например, в Чечне и Ингушские средневековые гробницы назывались «солнечная могила».
Название ущелья Махиста в Чечне означает «страна солнца», хотя это мрачная и неприветливая местность.

«Солнечным ущельем» называют район Ингушетии, где протекает река Ар мхи, и местность в Северной Осетии, где находится весьма почитаемое святилище Реком.
У чеченцев зафиксировано сказание о «солнечном колесе», которое все разрушало на своем пути.

Симметрия розеток

Простейшими орнаментальными мотивами розеток являются симметричные фигуры с инвариантной точкой, соответствующие группам симметрии Cn и Dn. В интерпретации Шубникова они обозначаются n и nm соответственно [1].

Рис. 1. Вариации символа Солнца, найденные на артефактах палеолита и неолита

Непрерывная симметрия орнамента розеток D∞ (∞m) соответствует максимально симметричной фигуре — правильному кругу. Благодаря визуальной простоте круг является первичной геометрической фигурой — геометрическим архетипом. Форма круга появляется в эпоху палеолита как самостоятельная форма, иногда в сочетании с другими концентрическими окружностями с меньшей степенью симметрии, как правило, вписанной в круг. Группа D∞ (∞m) содержит в себе все остальные группы симметрии розеток в качестве подгрупп. Также благодаря простым визуальным характеристикам (полнота, компактность, ограниченность и однородность), круг служит универсальным символом совершенства. Возможно, потому наиболее ранние изображения круга являются символами Солнца.

Рис. 2. Символы Солнца

Розеточный орнамент типа C∞ (∞) образуется равномерным вращением элементов вокруг фиксированной точки. Вршение со смещением относительно центральной точки образует другую древнейшую фигуру — спираль — старейший динамический визуальный символ. В физическом смысле спираль предполагает вращательное движение вокруг инвариантной точки и выражается формулой C∞ (∞). В декоративном искусстве спиралевидные рисунки прослеживаются в палеолитических памятниках как независимый орнаментальный мотив. Иногда это двойная спираль по типу C2 (2).

Среди элементарных геометрических форм линейные сегменты, как правило, размещаются в соответствии с естественными направлениями — вертикальные и горизонтальные линии. Линейным сегментам соответствует группа симметрии D2 (2m), генерируемая двумя зеркальными отражениями: перпендикулярно и параллельно к линии сегмента. Однако, с точки зрения визуального восприятия, построение композиции относительно вертикальной линии кажется соответствующей D1 (m). Сочетание вертикальной и горизонтальной линии образует композиция в форме креста с группой симметрии D1 (m), D2 (2m) или D4 (4n). Розетки с симметрией по типу D2 (2m) и D4 (4m) обладают еще одним фундаментальным свойством: существование взаимно перпендикулярных, вертикальных и горизонтально отраженных линий. Крестообразная форма с группой симметрии по типу D4 (4m), зачастую субъективно воспринимается как симметрия по типу D2 (2m).

Читать еще:  Если нужно много розеток

Статические розетки с группой симметрии D1 (m) или D2 (2m) очень походят на вариант плоскостного видения симметрии человеческого тела, судя по соотношению вертикальной оси, опущенной на перпендикулярное основание. Также помимо рациональной зеркальной симметрии, которая подсмотрена, очевидно, в природных мотивах, в орнаментальном искусстве нередко встречаются различные аспекты символической симметрии D1 (m): дублированные (или отзеркаленные) цифры, двухголовые животные и др. Их композиция основывается на доминантной вертикальной линии.

В орнаментах палеолита встречаются розетки с группой симметрии по типу Dn (nm): D3 (3m), D4 (4m) and D6 (6n). Также имеются образцы полигонального построения, основанного на регулярном расположении равносторонних треугольников, квадратов и правильных шестиугольников (рис. 3). Принцип кристаллографического ограничения, то есть n=1,2,3,4,6, в случае полигонального моделирования, не соблюдается, зато преобладают розетки с группой симметрии по типу Dn (nm) для указанных значений n.

В более позднюю эпоху неолита встречаются розетки с группой симметрии по типу Ds (Sm), использующих правильные пятиугольники и пентаграмму. Самая первая в истории искусства пентаграмма датируется Н.С.М. Коксетером [2, с. 8] 7-м веком до нашей эры и им же характеризуется как форма статичная, стабильная, с отсутствием энантиоморфизма — повторяющейся зеркальной (в данном случае правой и левой) модификации одной и той же фигуры.

В отличие от статической композиции розеток с группой симметрии по типу Dn (nm), розетки типа Cn (n), например триквера C3 (3), и свастика типа C4 (4), имеют композицию динамическую. В них сесть возможность энантиоморфизма, трансформации на основе вращательного движения (рис. 3).

На следующем этапе развития декоративно-прикладного искусства, очевидно после понимания геометрических закономерностей, разнообразие орнаментального составляющего розеток увеличивается. Стилистика композиций обогащается за счет введения растительных и зооморфных мотивов. Кроме того, наблюдается десимметризация.

Рис. 3. Вверху образцы розеток по типу Cn (n) и Dn (nm) эпох палеолита и неолита, найденных на территории Европы и Средней Азии: a) D4 (4m); b) D2 (2m) и D4 (4m); c) C2 (2); d) C4 (4). Внизу неолитические антисимметричные розетки D8/C8, Хаджи Мохаммед, ок. 5000 до н.э.

Среди неолитической цветной керамики встречаются монохроматические образцы антисимметричных розеток (рис. 3). В этом случае антисимметрия может рассматриваться либо в качестве стремления к десимметризации для получения подгруппы симметрии с индексом 2, либо как самостоятельная группа симметрии. Согласно ряду антисимметрийных групп, каждая группа обозначается как G/H. Фактор-группа G/H изоморфна циклической группе 2-го порядка (чередование цвета «черный-белый»). Отсюда мы имеем следующие группы антисимметричных розеток: D2n/Dn (2nm/nm) =(2n)’m; Dn/Cn (nm/n) = nm’; C2n/Cn (2n/n) = (2n)’.

Если рассматривать эти антисимметрийные группы с точки зрения кристаллографии, то чередование черного и белого может интерпретироваться как переменное изменение бивалентного свойства. С точки зрения искусства орнамента упомянутое чередование цвета понимается как отношение «спереди — сзади», «вверху — внизу» и т.д. С художественной точки зрения — это контраст между повторяющимися конгруэнтными фигурами, эквивалентный соотношению «фигура — фон». В любом случае мы имеем символическое выражение двойственности, динамического конфликта.

Читать еще:  Защита розеток от дождя

Использование цвета, цветовой симметрии и антисимметрии в искусстве орнамента открывает большую не исследованную область. Эпоху неолита в этом отношении может рассматриваться как своего рода переломный этап, в ходе которого решение некоторых инженерных и конструкторских вопросов открыло новые возможности для творчества.

Следующая глава полностью посвящена симметрии бордюров.

Символ розетка как солнце

Герб Республики Башкортостан является государственным символом Республики Башкортостан. Принят Парламентом Республики Башкортостан 6 июля 1999 года. Числится за № 164 в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации.

Герб Республики Башкортостан представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего Солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, символ мужества народов. Лента, окрашенная в цвета государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю: «Башҡортостан». В цветовом изображении герба памятник Салавату Юлаеву и орнамент — золотистого, цветок курая — зелёного, восходящее солнце — светло-золотистого, лучи солнца — жёлтого, фон между памятником и орнаментом — белого, внутренняя и наружные окружности — темно-золотистого цветов.

Салават Юлаев — башкирский национальный герой, народный поэт, воспевавший подвиги башкирских батыров, родную природу, его творчество проникнуто духом борьбы против всякого гнёта, передавалось из уст в уста. Однако на гербе изображена не конкретная личность. Памятник Салавату — обобщенный образ джигита-воина, борца за свободу и справедливость, он символизирует дружбу и единение народов Башкортостана.

Автор герба — Фазлетдин Фаррахович Ислахов.

Государственный флаг

Синий цвет означает ясность, добродетель и чистоту помыслов народов Республики Башкортостан; белый — миролюбие, открытость, готовность к взаимному сотрудничеству народов Республики Башкортостан; зелёный — свободу, вечность жизни.

Цветок курая — символ дружбы, семь его лепестков, расположенных в центре белой полосы, символизируют семь родов, положивших начало единению народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.

Государственный гимн

Слова (на башкирском) — Равиль Бикбаев, Рашит Шакур
Слова (перевод на русский) — Фарит Идрисов, Светлана Чураева
Музыка — Фарит Идрисов

Текст на башкирском языке

Перевод на русский язык

Башҡортостан, hин hөйөклө ғәзиз ер,
Халҡыбыҙҙың изге Ватаны.
Сал Уралдан ҡалҡа бар тарафҡа
Тыуған илдең тыныс ал таңы

Дан hиңә, Башҡортостан!
Илен hөйгән азат халҡыңа дан!
Рәсәй менән бөйөк берҙәмлектә
Сәскә ат, Башҡортостан!

Башҡортостан, hин хөрмәтле данлы ил,
Еңеү яулап алға бараһың.
Киләсәккә яҡты нур-моң сәсә
Һинең ғорур рухлы байрағың.

Республикам, йондоҙ булып балҡы hин,
Күҡрәп йәшә, гүзәл илебеҙ.
Тыуған ерҙә hүнмәҫ усағыбыҙ,
Туған телдә тынмаҫ йырыбыҙ

Башкортостан, Отчизна дорогая,
Ты для нас священная земля.
С Урала солнце всходит, озаряя
Наши горы, реки и поля.

Славься, наш Башкортостан!
Судьбой народу ты для счастья дан!
С Россией мы едины — и всегда
Процветай, Башкортостан!

Башкортостан — ты наша честь и слава,
Доброй волей, дружбой ты силен.
И стяг твой реет гордо, величаво —
Он свободой, братством окрылен.

Республика, сияй звездой прекрасной,
Ты ликуй в свершеньях и трудах!
Родной очаг пусть никогда не гаснет,
Пусть ведут нас песни сквозь года.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector