Выключатели защиты двигателей устройство
Защита электродвигателя. Виды устройств
Особенностью защиты электродвигателя от перегрузок и короткого замыкания является повышенный пусковой ток, который может в семь раз превышать номинальное значение. Самые сильные перегрузки на старте свойственны асинхронным двигателям с короткозамкнутым ротором, которые наиболее используемые в быту и на производстве, поэтому правильная их защита, а также предохранение электропроводки цепей питания электродвигателей являются особенно актуальными.
В бытовой электротехнике проблема с большими стартовыми токами электродвигателей решена при помощи автоматических выключателей, у которых отключение (отсечка) происходит не сразу после превышения номинального тока, а спустя некоторое время.
Данного отрезка времени, который зависит от время-токовой характеристики автомата защиты, должно хватить, чтобы вал электродвигателя раскрутился до рабочих оборотов, и потребление тока снизилось до номинального уровня. Но автоматические выключатели не обладают гибкостью точной настройки, поэтому для защиты электрических двигателей применяются специальные устройства защиты.
Функции и виды устройств защиты электродвигателей
Современные защитные устройства, или другими словами, автоматы защиты электродвигателя, (мотор автоматы), часто совмещаются в одном корпусе с коммутационными аппаратами запуска (пускателями) и выполняют такие функции:
- Защита от тока короткого замыкания в цепи питания или внутри электродвигателя;
- Защита от длительных перегрузок, связанных с превышением механической нагрузки на валу двигателя;
- Предохранение от асимметрии (дисбаланса) фаз, или обрыва фазного провода;
- Тепловая защита от перегрева двигателя, осуществляемая при помощи дополнительных термодатчиков, установленных на кожухе или внутри электродвигателя;
- Предохранение от некачественного напряжения;
- Обеспечение выдержки времени для охлаждения электродвигателя после его аварийной остановки после перегрева;
- Индикация режимов работы и аварийных состояний;
- Опционально – отключение при исчезновении нагрузки на валу (например, для водяных насосов);
- Совместимость с автоматическими системами контроля и управления.
Ранее и до недавнего времени наиболее используемой схемой защиты электродвигателей было подключение в корпусе пускателя теплового реле, последовательно с контактором. Биметаллическая пластина теплового реле при длительной перегрузке нагревается и прерывает цепь самоподхвата контактора. Кратковременное превышение номинальной нагрузки при запуске мотора является недостаточным для нагрева и срабатывания биметаллической пластины. Более подробно о тепловом реле и его подключении можно прочитать в соответствующем разделе данного ресурса.
Выбор автоматического выключателя
Поскольку первые две функции могут осуществляться обычными автоматическими выключателями, многие пользователи применяют их для защиты своих электродвигателей. Основным недостатком такого способа является отсутствие защиты от дисбаланса, обрыва фаз и скачков напряжения. Выбор автомата защиты осуществляется по его время токовой характеристике и по максимальному пусковому току электродвигателя.
Чтобы правильно подобрать автоматический выключатель по категории и номинальному току, нужно изучить его время токовую характеристику, о которой подробно рассказывается на одной из страниц данного сайта. Категории автоматов (А, B, C, D) определяются соотношением тока отсечки электромагнитного расцепителя к номинальному значению. Нужно иметь в виду, что время токовая характеристика категории не зависит от номинала автоматического выключателя.
Для предотвращения ложного срабатывания автоматического выключателя при запуске электродвигателя необходимо, чтобы кратковременный пусковой ток (Iпуск) не превышал значение отсечки (мгновенного срабатывания, Iмгн.ср) автомата. Отношение пускового (Iпуск) и номинального тока (In) можно узнать из бирки или паспорта электродвигателя, максимальное значение Iпуск/ In=7.
Если известна только мощность электродвигателя, то рассчитать номинальный ток можно по формуле In= Рn/(Un*√3*η*cosφ), где Рn – мощность, Un – напряжение, η – КПД, cosφ – коэффициент реактивной мощности двигателя.
Практический расчет защиты электродвигателей
На практике применяют поправочный коэффициент надежности Kн, который для автоматов с In 100A принимают Kн=1,25. Поэтому должно соблюдаться условие Iмгн.ср ≥ Kн * Iпуск. Вначале автомат выбирают, исходя из наиболее близкого значения номинального тока автоматического выключателя IAB (указывается на корпусе) к рабочему току двигателя (In). Необходимое условие: IAB > In/Кт, где Кт = 0,85 – температурный коэффициент, если автомат устанавливается в шкафу или щитке, иначе Кт=1.
Например, имеется двигатель мощностью 5,5 кВт, η = 85%=0,85; cosφ = 0,8; Iпуск/ In = 7. Вначале нужно рассчитать In = Рn/(Un*√3*η*cosφ) = 5500/(380*√3*0,85*0,8) = 12,28 (А). Допустим, автомат устанавливается в шкаф, Кт = 0,85, значит In/Кт = 12,28/0,85 = 14,44 (А). Наиболее близким является автоматический выключатель на 16А, категории С, (ток мгновенного срабатывания в десять раз превышает номинальное значение).
Теперь нужно проверить условие Iмгн.ср ≥ Kн * Iпуск. Мгновенное срабатывание защитного автомата наступает при Iмгн.ср = 16*10 = 160 (A), пусковой ток Iпуск= In*7 = 12,28*7 = 85,96 (А). Умножаем на Kн (1,4) — 85,96*1,4 = 120,3 (А). Проверяем условие 160 ≥ 120,3 — это значит, что автомат выбран верно. Для упрощенных расчетов, можно принимать номинальный ток двигателя, равным удвоению его мощности, выраженной в киловаттах.
Универсальный блок защиты электродвигателей
На рынке электротехнического оборудования все большую популярность набирает защита электродвигателя при помощи универсальных устройств защиты, так называемых мотор автоматов, которые выполняют все приведенные выше функции защиты. Данные устройства имеют модульную конструкцию и устанавливаются на DIN рейку и управляют работой силовых контакторов. Кроме приведенных функций, некоторые мотор автоматы позволяют точно регулировать различные параметры защитного отключения.
Существует много разновидностей современных мотор автоматов, которые различаются коммутируемой мощностью, набором функций, способом управления, схемой подключения и внешним видом. Чтобы выбрать подходящий аппарат защиты для конкретного электродвигателя, необходимо знать его параметры номинального и пускового тока, а также нужно определиться с требуемым набором защитных функций и опций.
Стоимость мотор автоматов прямо пропорциональна мощности электродвигателя и функциональным возможностям защиты. Мировыми лидерами по производству защитных мотор автоматов являются такие известные бренды: Schneider Electric, ABB, IEK, Novatek electro, и другие.
Приведенный на рисунке ниже автомат защиты двигателя (универсальный блок) позволяет настраивать номинальный и пусковой ток электродвигателя, допустимые пороги напряжения, может отслеживать механическую нагрузку на валу электродвигателя. Также осуществляется контроль за качеством изоляции обмоток электродвигателя с возможностью установки запрета на включение.
Постоянный мониторинг множества параметров работы позволяет продлить срок эксплуатации двигателя и приводимого в действие оборудования. Специальный дополнительный блок обмена информацией позволяет подключить устройство к автоматическим системам контроля.
Защита электромоторов на производстве
Очень часто, в момент включения мощных потребителей электроэнергии (P>100кВт) на мощных производствах во всей электросети, подключенной к трансформаторной подстанции, напряжение опускается ниже установленного минимума.
При данном кратковременном падении напряжения рабочие электромоторы не отключаются, но теряют обороты. При возобновлении нормального напряжения двигатель снова начинает набирать обороты, то есть работать в режиме запуска (перегрузки). Данное явление называют самозапуском.
Если биметаллическая пластина автоматического выключателя или термореле была достаточно прогрета из-за продолжительной нормальной работы электродвигателя, то в режиме самозапуска тепловой расцепитель может сработать, вызвав ложное срабатывание.
Для мощных электродвигателей на предприятиях для поддержания нормального режима работы, в том числе и после самозапуска, применяют релейную защиту с трансформаторами тока, включенными в цепь питания.
Отклонения от нормы в силовых проводах электродвигателя с подключенными последовательно первичными обмотками токовых трансформаторов используются для срабатывания реле защиты, которые подключатся к вторичным обмоткам токовых трансформаторов по специальным схемам. Сложные расчеты данных мощных систем защиты осуществляются штатными сотрудниками, заведующими энергоснабжением предприятия, поэтому теория производственной электротехники не входит в тему данной статьи.
Автоматические выключатели защиты двигателя Moeller an Eaton Brand
Автоматические выключатели защиты двигателя эффективно защищают электродвигатель от токовых перегрузок и короткого замыкания. Конструкция устройства представлена единым блоком с рукояткой включения и регулятором тока, который предназначен для автоматического отключения в случае непредвиденной или аварийной ситуации. С помощью автоматических выключателей защиты двигателя оборудование надежно защищено от перегрузки и токов короткого замыкания.
Американский производитель автоматического оборудования и защитных систем Moeller an Eaton вот уже более 80 лет является одним из лучших в своей отрасли. Разработки компании оказали значительное влияние на всю сферу электроники и электротехники. Особенно выдающимися являются разработки Moeller an Eaton Brand, которые касаются безопасности и защиты электрооборудования, в частности электродвигателей, для которых компания Moeller выпускает лучшие автоматы защиты.
В линейке бренда представлены несколько автоматических выключателей стандартные и специального назначения. Все автоматические выключатели Моеллер отличаются универсальными конструкциями, простой установкой и удобной эксплуатацией. Внешне автоматы защищают боксы из металла или пластика, которые отличаются количеством устанавливаемых в них модулей.
Автоматические выключатели защиты двигателя Z-MS
В электросетях бытового назначения применяют не слишком мощные модульные автоматы, которыми является серия Z-MS от Moeller. Данные устройства рассчитаны на максимальный ток до 40А, помещаются в небольшие стандартные корпуса, которые крепятся на DIN-рейку. Автоматы защиты двигателя серии Z-MS отличаются удобством монтажа и эксплуатации, а также универсальностью, которая облегчает подбор оборудования.
Характеристики автоматов Z-MS от Moeller:
предназначены для защиты однофазных и трехфазных двигателей, мощностью до 15 кВт (380/400 В) или устройств до 40 А;
компактные размеры автомата;
можно использовать как главный выключатель;
расцепитель короткого замыкания настраивается фиксировано;
регулируемый расцепитель перегрузки;
цветовая сигнализация контактов – красный/зеленый;
изоляция отвечает стандарту IEC/EN 60947.
Автоматические выключатели защиты двигателя PKZM01
Более продуктивные, по сравнению с предыдущей моделью автоматы PKZM01, ориентированы не только на бытовые, но и на промышленные системы, в которых требуется защита электродвигателя.
Их отличает компактное исполнение, и ориентированность на токовые нагрузки от 0,1 до 25А. Если возникает такая необходимость, автомат PKZM01 можно комплектовать дополнительными ручками и контактами, а также ограничителем перенапряжения, который устанавливается на DIN-рейку.
Характеристики автоматов PKZM01 от Moeller:
отличается удобной эксплуатацией и простой установкой;
возможна интеграция в автоматические системы;
для автоматического выключателя PKE;
предназначен для класса отключения более 10;
отключение токов до 150 кА;
широкий диапазон теплового расцепителя;
расцепитель короткого замыкания A140;
низкие тепловые потери;
точное и стабильное кривое отключение;
соответствует IEC 94741.
Автоматические выключатели защиты двигателя PKZM0
Автоматы защиты двигателя PKZM0 предназначены для отключения токов до 32 А, и повышенных токов отсечки: до 12 А — 150 кА; до 32А – 50 кА. Установка с использованием АЗД PKZM0 прошла испытание на короткое замыкание в пределах 50 кА (400 В), поэтому может использоваться даже в сложных сетях и габаритных мощных устройствах. Отличается возможностью монтажа аксессуаров без использования дополнительного оборудования.
Характеристики автоматов PKZM0 от Moeller:
возможна интеграция в автоматические системы;
отличается удобной эксплуатацией и простой установкой;
отключение токов до 150 кА;
широкий диапазон теплового расцепителя;
расцепитель короткого замыкания A140;
низкие тепловые потери;
точное и стабильное кривое отключение;
соответствует IEC 94741.
Автоматические выключатели защиты двигателя PKZM4
Универсальная серия, рассчитанная на токи от 0,1 до 65А, подходящая для большинства установок и систем. Имеют все необходимое вспомогательное оборудование, которое облегчает проектирование, и делает удобным выбор и монтаж автоматов PKZM 4. Обеспечивают надежную работу, в том числе и при необходимости аварийного отключения.
Характеристики автоматов PKZM4 от Moeller:
удобная эксплуатация и простая установка;
возможна интеграция в систему автоматизации;
отключение токов до 150 кА;
нагрузки до 65 А/400 В;
широкий диапазон теплового расцепителя;
расцепитель короткого замыкания A140;
низкие тепловые потери;
точное и стабильное кривое отключение;
соответствует IEC 94741.
Автоматические выключатели защиты двигателя PKE
Серия автоматов защиты двигателя PKE — это самая новая и функциональная серия у Eaton. Для сборки автоматического выключателя необходимо взять силовой блок (их всего 2 вида — до 32А и до 63А) и электронный расцепитель с соответствующим диапазоном номинальной мощности. Данный вид расцепителей поддерживает управление устройством по протоколу Darvin. Так же он имеет значительно больший диапазон регулирования, по сравнению с электромагнитными. Это позволяет сократить ассортимент выключателей при проектировании больших проектов. Еще одной особенностью является возможность корректировки времени срабатывания автомата защиты двигателя после обнаружения аварии, это позволяет более точно подстравать его под двигатель, при сложном режиме запуска.
Универсальные и простые в установке и обслуживании автоматические выключатели защиты двигателя, производства Moeller an Eaton Brand, облегчают пользователям выбор и оформление инженерной документации. Устройства отличаются гибкостью и возможностью применять стандартные компоненты, обеспечивая экономную эксплуатацию и облегчая логистику.
Если у Вас возникнут вопросы по данной продукции, более детальную информацию о цене, наличии или сроке поставке Вы можете узнать из соответствующего раздела нашего каталога. Автоматические выключатели можно купить со склада в Харькове по самым доступным ценам.
Выключатель автоматический для защиты электродвигателей 10-16А MS116 управление ручкой (1SAM250000R1011)
цена: 2 515,03 ₽
- Описание
- ХарактеристикиОплата и доставка
Ручной пускатель двигателя MS116-16 (также известный как автоматический выключатель защиты двигателя или ручная защита двигателя) представляет собой компактное устройство шириной 45 мм с номинальным рабочим током Ie = 16,0 А. Это устройство используется для ручного включения и выключения двигателей и способно надежно защищать их без использования плавкого предохранителя от коротких замыканий, перегрузок и сбоев фазы. Имеет номинальную рабочую отключающую способность при коротком замыкании Ics = 16 кА при 400 В переменного тока и класс отключения 10А. Другими особенностями являются встроенная функция отключения, температурная компенсация, механизм отключения и поворотная рукоятка с четкой индикацией положения переключателя. Подходит для трех- и однофазного применения. Вспомогательные контакты, сигнальные контакты, расцепители пониженного напряжения, отключающие шунты, трехфазные шины, блоки питания и блокирующие устройства для защиты от несанкционированных изменений доступны в качестве аксессуара.
- Артикул: 1SAM250000R1011
- Ширина: 45 мм
- Высота: 90 мм
- Глубина / длина: 85,6 мм
- Вес нетто: 0,265 кг
- Номинальная мощность отключения при коротком замыкании: (230 В переменного тока) 16 кА / (400 В переменного тока) 16 кА / (440 В переменного тока) 6 кА / (500 В переменного тока) 4 кА / (690 В переменного тока) 2 кА
- Номинальная предельная отключающая способность при коротком замыкании: (230 В переменного тока) 16 кА / (400 В переменного тока) 16 кА / (440 В переменного тока) 6 кА / (500 В переменного тока) 4 кА / (690 В переменного тока) 2 кА
- Номинальная мгновенная настройка тока короткого замыкания: 240 А
- Диапазон настройки: 10 . 16 А
- Номинальная рабочая мощность AC-3: (400 В) трехфазный 7,5 кВт
- Номинальное рабочее напряжение: 690 В переменного тока
- Номинальный рабочий ток: 16 А
- Номинальный рабочий ток AC-3: 16 А
- Номинальная частота: 50/60 Гц
- Номинальное импульсное выдерживаемое напряжение: 6 кВ
- Номинальное напряжение изоляции: 690 В
- Потеря мощности: при номинальных условиях эксплуатации на полюс 1,1 . 2,8 Вт
- Количество полюсов: 3
- Степень защиты: IP20
- Электрическая прочность: 100000 циклов
- Механическая прочность: 100000 циклов
- Тип терминала: Винтовые Клеммы
- Соединительная емкость главной цепи:
- Монтажное положение: Положение с 1 по 6
- Монтаж на DIN-рейку: TH35-15 (монтажная рейка 35 x 15 мм) /TH35-7,5 (монтажная рейка 35 x 7,5 мм)
- Тип привода: Поворотная ручка
- Индикация положения контакта: ВКЛ ВЫКЛ
Каталог производителя
Производитель: ABB/MS116
Технический каталог электротехнического и промышленного оборудования. Описание, спецификации, наличие на складе. Оплата по безналичному расчету по счету. Бесплатная доставка до ТК. Информация о товарах может обновляться в течении нескольких часов. О наличии и стоимости продукции, сроках поставки уточняйте у менеджеров по телефонам +7 (812) 716-38-50, 715-04-80 или воспользуйтесь кнопкой «Купить». Данные о технических характеристиках, внешнем виде могут отличаться от указанных на сайте. Если Вы заметили ошибку или неточность в описании, пожалуйста, сообщите нам об этом воспользовавшись формой обратной связи, или написав на электронную почту.
Автоматы защиты двигателей
2021-02-13 Промышленное
10 комментариев
Автоматы защиты двигателей, или по другому мотор-автоматы, предназначены в первую очередь для защиты электродвигателей от перегрева и последствий короткого замыкания, а также могут использоваться в качестве основного или аварийного выключателя. То есть по сути они совмещают в одном корпусе два устройства — автоматический выключатель и тепловое реле.
Ранее, до того как стали повсеместно применяться мотор-автоматы, для защиты двигателей использовались тепловые реле в паре с контактором.
По такой схеме тепловое реле, при превышении двигателем потребляемого тока нагрузки, размыкает цепь катушки контактора, отключая его силовые контакты и таким образом защищая двигатель. Схема рабочая, проверенная, но не лишенная недостатков. В первую очередь к ним стоит отнести неспособность тепловых реле защитить от КЗ, поэтому необходимо дополнительно использовать автоматические выключатели. Да и габариты такой конструкции из контактора и теплового реле получаются достаточно большими.
Поэтому с появлением автоматов защиты двигателей, тепловые реле стали отходить на второй план и на данный момент, их применение довольно ограничено.
Стоит сразу сказать, что по своим характеристикам, автоматы защиты двигателей несколько отличаются от обычных автоматических выключателей. В первую очередь тем, что:
- Учитываются время-токовые характеристики. При запуске двигателя пусковой ток может значительно превышать номинальный ток двигателя. Если точнее, то пусковой ток можно рассчитать, зная номинальный ток двигателя и величину кратности пускового тока Кп ( коэффициент кратности пускового тока к номинальному значению — Iпуск/Iном). Данная характеристика указывается в технических характеристиках, на шильде двигателя она отсутствует. I пуск = Iн х Кп. Например, при номинальном токе двигателя 20 А и кратности пускового тока 6, пусковой ток будет составлять 120 А. При таком токе обычный автоматический выключатель с время-токовой характеристикой B (ток отключения электромагнитной защиты от 3·In до 5·In, где In — номинальный ток) или С (от 5·In до 10·In) может отключится по электромагнитной защите. Автоматы защиты двигателей имеют уставку срабатывания электромагнитного расцепителя в зависимости от номинала, составляющую от 7,5 до 17,5 In.
- Все мотор-автоматы имеют температурную компенсацию (примерно от -25 до +60 °C) для того, чтобы исключить влияние внешней температуры на работу автомата, так как при изменении окружающей температуры может изменятся уставка теплового расцепителя, что может в свою очередь привести к ложным срабатываниям.
- Предельная отключающая способность (максимальный ток КЗ, при котором аппарат способен отключить нагрузку) автоматов защиты двигателя значительно выше (25-100кА), чем у стандартных автоматических выключателей — 4,5 — 6кА.
- Регулируемая настройка теплового расцепителя, в зависимости от номинала двигателя.
Принцип работы автомата защиты двигателей
Электромагнитный расцепитель выполнен в виде катушки соленоида, внутри которой расположен стальной сердечник с возвратной пружиной. Под действием электрического тока короткого замыкания сердечник втягивается в катушку, преодолевая сопротивление пружины и воздействует на механизм расцепления, в следствии чего контакты размыкаются.
Принцип работы тепловых расцепителей автомата такой же, как у тепловых реле. Имеется биметаллическая пластина, состоящая из двух пластин, которые сделаны из материалов с разными коэффициентами теплового расширения. Под воздействием высокой температуры, возникающей в следствии прохождения тока, превышающего номинальный, пластина начинает изгибаться, давить на механизм расцепителя и под действием пружины происходит размыкание контактов, тем самым обесточивается цепь.
Сразу после срабатывания защиты, вновь включить автомат не получится, таким образом обеспечивается выдержка времени для охлаждения двигателя после его аварийного останова.
Уставка срабатывания задается при помощи поворотного регулятора на лицевой части.
Необходимый ток уставки выставляется вращением регулятора до совмещения нужного значения тока на шкале с риской на корпусе.
Схема подключения автомата защиты двигателей
Автоматический выключатель следует устанавливать перед другими аппаратами в цепи. Это позволяет защитить не только сам двигатель, но и например, контактор от повреждения в случае перегрузки или короткого замыкания. Также, как и в случае автоматических выключателей, автомат защиты двигателей можно дополнительно оснастить вспомогательными контактами (контакты состояния, аварийный контакт), которые можно задействовать, например, для индикации состояния.
В случае подключения трехфазной нагрузки схема подключения стандартная и не вызывает вопросов, а вот в случае однофазной нагрузки (стоит отметить, что все мотор автоматы выпускаются только в трехполюсном исполнении), иногда встречаюсь с подключением, когда просто задействуют один силовой контакт автомата защиты. Но такое подключение неправильное, необходимо, как на рисунке ниже слева, задействовать все три контакта.
Кстати, обратите внимание, что автомат защиты двигателя имеет свое условно-графическое обозначение в схемах, отличающееся от обозначения обычных автоматических выключателей. А вот буквенное обозначение у них идентично.
Основные функции защиты
- Защита от токов короткого замыкания в цепи питания или внутри электродвигателя;
- Защита от длительных перегрузок, связанных с превышением механической нагрузки на валу двигателя;
- Защита от асимметрии фаз и обрыва фазного провода;
- Тепловая защита от перегрева двигателя;
- Обеспечение выдержки времени для охлаждения двигателя после его аварийной остановки после перегрева;
- Индикация режимов работы и аварийных состояний;
Выбор автомата защиты
В случае прямого запуска, когда двигатель включается в работу с помощью мотор-автомата и контактора, необходимо в первую очередь знать его мощность. Эту информацию можно найти либо в технических характеристиках на двигатель, либо в паспортных данных, которые указаны на шильде.
Следующим шагом подбираем автомат, исходя из номинальной мощности двигателя. У различных фирм-производителей можно найти таблицы характеристик, где указаны номинальный рабочий ток и диапазон регулировки автоматов защиты в зависимости от мощности двигателя. В частности, на рисунке ниже приведена таблица соответствия автоматов защиты двигателей компании Allen Bradley.
И последним этапом выставляем необходимый ток отключения при помощи регулятора диапазона. Обычно указывается, что он должен быть больше или равен номинальному току электродвигателя. Но желательно, чтобы ток срабатывания защиты превышал на 10-20% номинальный ток двигателя.
То есть в случае, если номинальный ток двигателя составляет например 10 А, умножаем это значение на 1,1. Получаем 11 А. Это значение тока и выставляем регулятором.
И еще хотел сказать пару слов о конструктивном исполнении мотор автоматов. В первую очередь следует отметить, что по способу управления существует два типа автоматов — кнопочные и с поворотным выключателем. Также клеммы могут быть либо винтовые, либо с пружинным контактом ( применяются для двигателей, мощностью до 2 кВт). Можно еще отметить наличие кнопки Тест на лицевой стороне корпуса, позволяющей имитировать срабатывание защиты автомата для проверки его работоспособности.
И в заключении хотел отметить, что эксплуатация двигателей без защитных устройств часто приводит к их выходу из строя, в следствии перегрузки, обрыва фазы, скачков напряжения и т.д. А это в свою очередь приводит к финансовым затратам, простою оборудования. Поэтому автоматы защиты двигателей являются необходимым элементом и не стоит на них экономить, тем более, что цены на них на данный момент вполне приемлемые.