Как подключить шина для автоматических выключателей
Как подключить шина для автоматических выключателей
Сегодня современные распределительные щиты состоят из большого количества автоматических выключателей, УЗО или дифавтоматов. Все эти защитные устройства необходимо правильно подключить и самое главное, чтобы это было надежно и безопасно.
Чем большинство людей объединяет несколько групповых автоматов? Правильно, самодельными перемычками из кабеля. Конечно, если все сделать аккуратно и качественно, то они будут служить исправно не один год. Но, как показывает опыт, что у большинства людей «руки-крюки» и это мастерство может привести к плачевным последствиям.
Вот несколько реальных примеров подключения автоматических автоматов в щитках с помощью перемычек из кабеля.
Ниже щиток от застройщика в новом 16-ти этажном доме. Так сделано в сотнях квартирах. Электрики застройщика не заинтересованы в качестве сборки щитков. В этом уже все и причем давно убедились. Поэтому перебирайте их.
Ниже еще один пример применения перемычек.
Это фото мне прислали в ВК. Большой щит и собран на аппаратах Schneider Electric, но перед перемычками он не устоял.
Вот что может случиться с перемычками. Даже автомат расплавился!
Люди, если вы тратите большие деньги на аппараты защиты и хотите чтобы было все безопасно, то потратьте еще немного денег и купите гребенчатые шины. Обычно многие на этом экономят, чем подкладываю себе мину замедленного действия.
Гребенчатые шины, или как многие называют, гребенки сегодня продаются в любых магазинах электротоваров. Их выпускают разные производители и они бываю однополюсные, двухполюсные и трехполюсные.
Для подключения нескольких групповых автоматических выключателей применяют однополюсные гребенки 1P. Они легко режутся на нужные длины для разного количества автоматов и способны выдержать длительное протекание тока до 63А. Этого для дома вполне достаточно. Также они еще имеют диэлектрический пластиковый корпус.
Вот пример применения однофазной гребенчатой шины. Тут объединены три автомата в одну группу, а последующие четыре в другую.
Ниже уже эти две гребенки в одном общем диэлектрическом корпусе. Это очень удобно, надежно, а самое главное безопасно и без лишних движений в отличии от перемычек.
Для подключения нескольких однофазных УЗО и дифавтоматов применяют двухполюсные гребенчатые шины. Они отличаются тем, что в диэлектрическом корпусе находятся, разделенные между собой, уже две однофазные шины, но с увеличенным шагом в два раза.
Смотрите, для объединения нескольких защитных устройств нам нужно подключить «ноль» первого УЗО, затем перепрыгнуть через его фазный контакт подключить «ноль» второго УЗО и т.д. Здесь уже однофазная гребенка нам не подойдет, так как она замкнет «ноль» и «фазу» у всех УЗО. Поэтому тут применяется только гребенка 1P+N (двухполюсная). Сразу скажу, что трехфазная гребенчатая шина сюда не подойдет, даже если из нее выкинуть третью шину, так как шаг между язычками тут будет составлять уже три модуля. Я это подробно сейчас пишу, так как я уже немного устал объяснять как устроены такие шины заказчику (он не хотел тратить на нее еще 350 р.) и некоторым продавцам электротоваров. Меня очень удивило, что консультант мужчина соответствующего отдела в «Максидоме» и несколько девушек в других магазинах электротоваров впервые про нее слышали. Они же предлагали трехфазную гребенку попробовать переделать в двухполюсную.
Смотрите фото ниже и все поймете как устроена двухполюсная гребенчатая шина 1P+N.
Вот ее внутренности — две шины.
Вот пример применения 2-х полюсной гребенки. Ею объединены два УЗО. Это очень удобно и безопасно. А если таких защитных устройств стоит большее количество, то без такой гребенки думаю не обойтись.
Трехполюсная гребенка 3P применяется для подключения 3-х полюсных автоматических выключателей, а также для подключения однополюсных автоматов на разные фазы. В ней присутствуют уже три шины с шагом язычков в три модуля. Думаю тут все понятно после описанного выше.
Вот ниже пример применения гребенок 3P. Она находится во 2-м и 3-ем рядах. Во втором ряду она подключает два 3-х фазных и 6 однофазных автоматов. В третьем ряду она подключает два трехфазных и четыре однофазных автоматов. А теперь представьте если тут все три фазы раскидать перемычками из кабеля — что получится?
Если вы все-таки решили объединить автоматы с помощью перемычек из кабеля, то обязательно помните, что подключать к автомату два кабеля разного сечения нельзя, так как хорошо зажмется более толстая жила, а которая немного тоньше будет иметь плохой контакт. Это может привести к нагреву и оплавлению изоляции на перемычках, как на четвертом фото сверху.
А вы соединяете автоматы с помощью гребенчатых шин?
Электрический ток не бьёт, он защищается.
Шины соединительные медные PIN и U
У вас когда-нибудь были такие ситуации, когда нужно было подключить к одному питающему проводу сразу несколько УЗО или автоматических выключателей? Обычно это относится к однофазным щиткам (иногда – к трехфазным щитам, если нагрузка разбивается на 3 группы). К примеру, в щите на одной din-рейке размещены 3 дифавтомата на розеточную группу, 2 автомата на сеть освещения и 1 УЗО на электроплиту. И как подключить все эти устройства?
Как вариант – можно сделать между ними перемычку для запитывания. То есть, берутся наконечники НШВИ-2, мягкий ПВ-3, а затем подключается один элемент, от него – второй, третий и так далее до тех пор, пока не будут подключены все автоматы. Такой способ называется шлейфом и если сделать все правильно, то подключение будет очень надежным. Но в большинстве случаев мастерство людей оставляет желать лучшего и выполнить правильное подключение таким способом получается не у всех. Впрочем, это и не потребуется, ведь сегодня для профессиональной сборки используется шина соединительная (или как ее еще называют – распределительная гребенка).
Особенности конструкции
Что представляет собой данное изделие? Гребенка для автоматов – это цельная медная пластинка, помещенная в пластиковый изолятор. Суть ее конструкции заключается в том, что от пластины, находящейся в пластмассовом корпусе, отходят штыри – так называемые зубья. Эти зубья с пластиной представляют собой цельную литую конструкцию, без соединений. При этом зубья остаются оголенными, поскольку они вставляются в контакты для подключения защитной модульки. Форма зубьев может быть разной – V-образной или Г-образной (чаще встречается последний вариант). Медная пластина двигается в корпусе свободно, поэтому при необходимости ее можно легко оттуда вынуть.
Такая шина медная электротехническая отличается компактностью и позволяет аккуратно и надежно подключить несколько автоматических устройств, размещенных в один ряд. Точно так же как и автоматические выключатели, шина для автоматов может быть однополюсной, двухполюсной, трехполюсной и четырехполюсной.
Для чего она используется? Главная задача, которую выполняют шины электротехнические – это защита дифавтоматов, УЗО и выключателей от дополнительных контактных сопротивлений при их параллельном подключении. То есть, они препятствуют появлению новых мест нагрева токоведущих частей.
Виды соединительных шин
На сегодняшний день в электротехнике используют 2 вида таких изделий, различаемых по типу контактов –pin и fork. Шина соединительная pin имеет штыревой контакт и подходит почти для любого модульного аппарата. Именно поэтому она считается универсальной. В связи с этим шина pin встречается в схемах подключения выключателей разных типов:
- дифференциальных;
- автоматических;
- выключателей нагрузки.
Также она довольно востребована и при подключении различных модульных устройств вроде дифавтоматов, УЗО, контакторов. И особенно большой популярностью шина для автоматических выключателей пользуется в монтаже электрощитов квартир.
Что касается гребенки типа fork, то форма ее контактов немного напоминает вилку. Сфера применения у нее не такая обширная, как у изделий типа pin – в основном она используется для автоматов специфической конструкции. В качестве наглядного примера можно отметить автомат ABB серии S233R с зажимами, которые подключаются под затягиваемый винт (фазный провод вставляется в первый, а шина гребенка типа fork – во второй).
В качестве материала для изготовления соединительных изделий обоих типов используется электротехническая медь, которая покрыта специальным защитным слоем (для защиты металла от окисления). Для гребенки на 100 А используют луженую медь. В качестве изоляции используется негорючий пластик.
Подключение УЗО с помощью гребенки
При подключении однофазного УЗО посредством гребенки соединительная шина должна быть как минимум 2-полюсной, поскольку для питания нужно подводить фазу и ноль. Использование 1-фазной гребенки не рекомендуется, так как произойдет замыкание «фазы» и «ноля» всех УЗО, которые установлены в одном ряду. У такой соединительной шины отходящие зубья располагаются через один, т.е. шаг между гребенками составляет 1 модуль (что равно ширине автомата).
Подключение выполняется несложно. К примеру, есть 2 устройства защитного отключения. Сначала фаза подводится к первой шине и зажимается в одном контакте УЗО, а ноль при этом подводится ко второй шине и зажимается во втором контакте. Все остальные УЗО подключаются к обеим гребенкам. Это довольно удобно, поскольку таким образом можно быстро соединить несколько УЗО между собой. И делать большое количество перемычек с соблюдением цветовой маркировки не придется.
Шина для автоматов (Гребенки). Виды и применение. Особенности
Во время сборки и монтажа распределительных щитов возникает множество сложных моментов, особенно при подключении групп автоматов и защитных устройств. Существуют различные приспособления, значительно упрощающие эту работу, к примеру шина для автоматов (гребенка). До недавнего времени для подключения нескольких электрических автоматов в щитке от одной линии питания, электромонтеру приходилось изготавливать несколько перемычек из изолированного провода заданного сечения.
Соединения перемычками
Этот способ соединения между собой автоматов имеет серьезный недостаток в том, что при выходе из строя одной перемычки, следующие за ней автоматические выключатели, не будут получать электроэнергию. Такая ситуация может произойти в результате некачественного контакта перемычки и ее отгорания.
Также в качестве недостатков соединения самодельными перемычками можно отметить:
- Значительное повышение времени установки, так как необходимо отмерять куски проводов по длине, изгибать их, очищать от изоляции, опрессовать наконечники.
- Нарушение эстетики внешнего вида в распределительном щите из-за большого количества проводов.
- Проводные перемычки часто мешают установке устройств, которые должны находиться выше автоматов на DIN-рейке.
Такую ситуацию может исключить шина для автоматов, которая специально разработана для соединения группы параллельных устройств в виде устройств защитного отключения или автоматических выключателей. Ее часто называют гребенкой или гребенчатой соединительной шиной, из-за ее внешнего вида.
Особенности конструкции и виды
Однополюсная шина для автоматов имеет простое устройство, состоящее из медной шины (а) и изолятора (b).
Гребенки делятся в зависимости от типа подключаемых устройств на следующие виды:
- Однополюсные.
- Двухполюсные.
- Трехполюсные.
- Четырехполюсные.
Количество пластин в гребенчатой шине соответствует числу полюсов. Каждый вид соединительных шин применяется для своих целей. Например, однополюсные соединители применяют для подключения 1-фазных автоматов, а 4-полюсные – для 3-фазных устройств на четыре полюса (3 фазы + ноль).
Существуют гребенки с разным шагом: 18 мм и 27 мм. С меньшим шагом служат для подключения одномодульных автоматов. Ширина одного модуля равна 18 мм. Гребенки с шагом 27 мм предназначены для подключения автоматических выключателей в 1,5 модуля (18 х 1,5 = 27 мм).
Соединительные шины рассчитаны на установку большого количества автоматов, и имеют число выводов от 12 до 60, ввиду чего их использование для соединения 2-х автоматических выключателей будет нецелесообразно и нерационально. Обычно шина для автоматов используется для сборки больших распределительных щитов.
Виды отводов
Существует два вида отводов соединительных гребенок:
- Штыревые , обозначаются «pin». Такие отводы применяются значительно чаще, так как они подходят под большинство устройств.
- Вилочные , маркируются «fork».
Вилочные отводы используют гораздо реже, так как для них необходим специальный зажим, имеющийся далеко не у всех подключаемых устройств.
Сечение отводов соединительных гребенок обычно составляет 16 мм 2 , чего вполне хватает для величины потребляемого тока в 63 ампера.
При выборе соединительных гребенок необходимо учитывать следующие особенности конструкции. Для каждого вида подключаемых устройств подходит только определенная модель шины. Если пытаться установить соединитель, который не соответствует устройству, то отводы могут не полностью войти в гнезда, и часть их будет открыта, что создает определенную опасность для человека. Например, устройства АВВ обычно производят двух серий: S200 и более простое исполнение S200L. Для каждого из них подходит своя шина для автоматов: для S200 подходит PSH, а для S200L лучше использовать PS.
Китайские соединительные гребенки могут не соответствовать стандартам по размеру шага отводов, что приведет к невозможности их установки. Поэтому не стоит экономить на качестве таких изделий. В таких случаях рекомендуется получить консультацию специалиста.
Достоинства:
- В распределительном щите значительно уменьшается количество проводов, что отражается на внешнем виде и аккуратности установки устройств.
- Упрощается ремонт и обслуживание электрических устройств в распределительном щите, так как проще отследить схему их соединения.
- Выдерживает нагрузку величиной до 63 ампер.
- Высокое качество соединений, исключающих чрезмерное нагревание мест контакта, и появление различных проблем.
Недостатки:
- При проведении ремонта или обслуживания устройств требуется отключать питание всех подключенных устройств, что создает определенные неудобства.
- Затруднительное проведение модернизации устройства щита. Если требуется установка дополнительного устройства, то нужна замена соединительной гребенки, либо установка переходной перемычки, что отрицательно повлияет на качество контакта.
- Для замены одного сгоревшего автоматического выключателя потребуется ослабление крепления контактов на всех устройствах, иначе не получится демонтировать шину.
- Необходимость в установке соединительных шин одного производителя совместно с подключаемым устройством, так как разные производители часто допускают расхождение в габаритных и установочных размерах отводов, что приведет к невозможности электрического подключения.
- Подключение автоматов такой соединительной шиной обойдется гораздо дороже, по сравнению с применением самодельных перемычек из провода. Это в основном относится к продукции известных брендов.
- Нецелесообразно использовать соединительную гребенку для подключения одного или двух автоматов, так как она рассчитана на число модулей более шести.
Как устанавливается шина для автоматов
- Если вы хотите подключить меньше автоматических выключателей, чем имеется отводов у соединительной шины, то нужно отрезать лишние отводы. Это можно выполнить любым подручным инструментом, например, ножовкой по металлу. Изолятор и шины лучше отрезать по отдельности, так как изолятор лучше сделать несколько длиннее самой шины на пару сантиметров. Это даст возможность обеспечить защиту от короткого замыкания.
- На края изолятора рекомендуется установить специальные заглушки, входящие в комплект набора соединительной шины. Если заглушек в комплекте не предусмотрено, то можно воспользоваться обычной изоляционной лентой.
- Процедура подключения гребенки обычно не вызывает трудностей даже у начинающих электромонтеров. Шину необходимо вставить сверху подключаемых устройств. При этом все отводы должны вставиться в соответствующие контактные гнезда.
- Далее следует затянуть винты крепления контактов. От этого зависит качество соединения и дальнейшая безопасная эксплуатация устройств.
- Ввод питания подключается на одном из концов соединительной гребенки.
- Затем подключают провода к потребителям энергии.
- После проверки правильности всех подключений сотрудник энергоснабжающей организации должен подать питание на распределительный щит, после чего работа считается оконченной.
Соединительная шина для автоматов (подключение и выбор)
Собирая электрощиток, на имеющиеся в нем модульные автоматы ввод фазы осуществляется посредством шлейфов, состоящего из перемычек. Такой вид работы занимает много времени, требует приложения значительных трудовых затрат. Провода при этом с трудом помещаются в щитке, в них легко можно запутаться. Для упрощения процесса подключения однотипных модулей была изобретена специальная соединительная шина, часто называющаяся гребенчатой или просто гребенкой.
- Как выполнялось подключение раньше?
- Характеристики и виды
- Достоинства и недостатки соединительных шин
- Процесс установки
- Подключение УЗО и дифавтоматов
- Обзор производителей
- Типовые ошибки
Как выполнялось подключение раньше?
При выполнении сборочных и монтажных работ в распредщитках часто возникают сложные ситуации, тем более, если речь ведется о подключении защитных приборов и их групп автоматов. Для упрощения и ускорения этих работ было придумано множество различных приспособлений. До относительно недавних пор при подключении множества автоматов к единой линии требовалось создавать несколько перемычек из провода с изоляцией требуемого сечения.
Шина для автоматов с перемычками из изолированного кабеля требуемого сечения
Этот метод соединения автоматов один к другому обладает весьма значительным минусом — при неисправности перемычки не будут обеспечены питанием и последующие автовыключатели. Такая проблема может возникнуть по причине недостаточно хорошо выполненного контакта перемычки и ее последующего перегорания.
К недостаткам соединений, выполненных при помощи самодельных перемычек, также следует отнести:
- значительные временные затраты на монтаж, связанные с необходимостью замеров длины каждого отрезка кабеля, зачистке изоляции, опрессовывания концов;
- неэстетичный вид щитка из-за слишком большого числа размещенных проводов;
- помехи для монтажа приборов, крепящихся на DIN-рейке выше автоматов.
Возникновение подобных ситуаций можно исключить при помощи шин, созданных для соединения нескольких параллельно подключенных приборов УЗО либо автовыключателей.
Характеристики и виды
В зависимости от типа устройств, подлежащих подсоединению, шины разделяются на несколько типов в соответствии с числом полюсов, которых может быть:
- 1;
- 2;
- 3;
Шина однополюсная для автоматов отличается простотой конструкции, а — медная шина, b — изолятор
В гребенке количество полюсов и количество пластин равны, при этом каждый вид соединителей используется для выполнения своих задач. К примеру, 1-полюсные изделия часто применяются для подсоединения однофазных выключателей, 4-полюсные подходят для трехфазных приборов.
Гребенки выпускаются с различным шагом — 18 м 27 мм. Изделия с меньшим расстоянием предназначены для установки автоматов с одним модулем, ширина которого равна 18 мм. Устройства с шагом 27 мм используются для подключения полуторамодульного автовыключателя.
Посредством шин может устанавливаться сразу группа автоматов, число выходов в изделиях составляет от 12 до 60 единиц. Именно по этой причине применение гребенок для подсоединения пары приборов нецелесообразно. Как правило, шины используются для сборки распредщитков с большим количеством соединений.
Для шин используются отводы двух типов:
- штыревые, подходящие для большинства приборов;
- вилочные, для которых требуется наличие специального зажима.
Совет №1: При подборе гребенок следует учесть все конструктивные особенности, потому как для каждого типа подключаемых приборов может соответствовать лишь определенная модель гребенки. При попытке установки шины, не соответствующей типу прибора, отводы не могут расположиться в гнезде полностью, определенная часть их будет снаружи, что может послужить предпосылкой к созданию опасной для человека ситуации.
Достоинства и недостатки соединительных шин
Применение соединительных шин имеет множество преимуществ:
- значительное сокращение находящихся в распредщитке проводов, что не может не сказаться на аккуратности монтажа и внешнем виде щитков;
- ремонт и обслуживание устройств, размещенных в щитке, существенно облегчается, потому как при этом упрощается отслеживание схемы их работы;
- соединители могут выдержать нагрузку величиной до 63А;
- обеспечивается высочайшая надежность и качество подключений, исключается нагревание контактов.
Также имеется и ряд недостатков:
- для техобслуживания и проведения ремонтных работ необходимо отключение питания для всех приборов, что очень неудобно;
- выполнение усовершенствования распредщитка — непростая задача, так как требуется замена шины либо монтаж перемычки, что негативно скажется на качестве соединения;
- замена перегоревшего автовыключателя требует ослабления крепления клемм на каждом из приборов, в противном случае снять шину не получится;
- по причине расхождений в установочных и габаритных отводах шин и автоматов от различных производителей, рекомендуется подбирать устройства одной и той же марки;
- подключение автовыключателей посредством гребенки-соединителя обойдется в большую сумму, нежели использование изготовленных собственными силами перемычек;
- применение гребенки для подсоединения одного или пары автоматов нецелесообразно, рекомендуемое минимальное количество приборов должно быть не менее шести.
Процесс установки
При необходимости установки меньшего числа автовыключателей, чем находится на соединительной шине отводов, рекомендуется обрезать лишние провода.
Совет №2: Обрезку можно произвести любым имеющимся инструментом, даже ножовочным полотном по металлу. Шины и изолятор следует отрезать по отдельности, так как изолятор имеет немного большую длину, чем шина — на несколько сантиметров. Это поможет исключить возможность возникновения короткого замыкания.
К краям изоляторов следует поставить заглушки специальной конструкции, поставляющиеся в комплекте с шиной. При отсутствии заглушек допускается использование обыкновенной изоленты.
Процесс подключения гребенчатого соединителя не вызовет затруднений даже у непрофессионалов. Шина устанавливается поверх подлежащих подключению приборов. Каждый отвод должен быть помещен в соответствующее контактное гнездо.
При наличии лишних отводов их необходимо отрезать, используя любой имеющийся под рукой инструмент
Затем необходимо закрепить винты, крепящие клеммы контактов. От качество зажима зависит надежность соединения и последующая безопасность при эксплуатации шины, подключенных к ней приборов и всего распределительного щитка.
Подведение питания осуществляется на одном из окончаний гребенки, после чего можно начинать поочередное подключение потребителей.
Далее следует убедиться в правильности выполнения каждого подключения и подать электроэнергию к распредщитку. Работу можно считать законченной.
Подключение УЗО и дифавтоматов
В современных многоквартирных домах розеточные линии в обязательном порядке должны быть защищены посредством дифавтоматов либо УЗО. Проявляя заботу о членах своей семьи и близких людях, в распредщитке каждая линия должна быть обеспечена надежной защитой, не допускающей утечек тока.Читайте также статью ⇒ УЗО электронное или электромеханическое.
Такие защитные приборы можно легко подключить с использованием гребенок. Но процесс подключения несколько отличается от монтажа автовыключателей.
При установке УЗО посредством шин-соединителей гребенка при однофазном защитном приборе обязательно должна быть как минимум 2-полюсной. Такое требование связано с тем, что для питания УЗО необходимо подвести ноль и фазу.
Подключение УЗО посредством соединительной шины (гребенки) несколько сложнее, чем подключение дифавтомата
Применение в таких случаях шины 1-фазной невозможно, так как она не подходит по причине того, что не сможет замкнуть одновременно ноль и фазу всех защитных приборов, расположенных в одном ряду. Отходящие зубья у таких гребенок должны располагаться через один, то есть шаг между гребенками должен равняться ширине автомата (одного модуля).
Подключение осуществляется достаточно просто. К примеру, требуется подключить два УЗО. Фаза при этом ведется к первой шине и зажимается в одной клемме с защитным устройством. Ноль следует подсоединить ко второй шине и зажать совместно на второй клемме прибора. Все УЗО, устанавливающиеся далее, также подсключаются к обеим гребенкам. Читайте также статью ⇒ Причины срабатывания дифавтомата.
Подключение УЗО к соединительной шине осуществляется достаточно быстро и просто
Такое подключение очень удобно, потому как происходит быстрое соединение защитных устройств между собой. Для подключения нет необходимости изготавливать множество самодельных перемычек с обязательным соблюдением маркировки по цвету проводов.
Обзор производителей
Изготовлением шин занимается множество производителей, в том числе и с мировым именем. Краткий обзор наиболее популярных моделей с указанием примерной цены и основных характеристик приведен в таблице.
Число полюсов (фаз): 1
Число модулей: 60
Число модулей: 12
Сечение шины: 10 2
Расстояние: 17,6 мм
Типовые ошибки
Распространенной ошибкой, которую часто допускают неопытные электрики, является приобретение не подходящей по количеству полюсов и вводов шины.
Еще одной ошибкой, которая ведет к нерациональному использованию возможностей шины, является применение гребенки только для одного или двух автоматов, тогда как ее мощности хватает для целой группы защитных устройств.
Также часто шину с максимальной токовой нагрузкой в 63А подключают к линии, нагрузка тока которой превышает заявленную для гребенки.