Толумнии как нарастить розетку
Орхидея Толумния
Местоположение: Солнечное
Почва: Воздухопроницаемый субстрат
Вредители и болезни: Корневая гниль
Высота роста: до 75 см
Подходит для срезки
Орхидея Tolumnia — эпифитное растение сем. Орхидных, произрастающее в дикой природе на островах Карибского бассейна.
Растение имеет веерообразную розетку листьев, не имеет бульбочек, достигает 30 см высотой. При цветении выкидывает цветоносы длиной до 75 см, на которых расположено от 12 до 50 цветов разнообразных окрасок. Цветы имеют контрастные пятна с причудливыми узорами см фото.
Растение цветёт 2-3 месяца в период с марта по октябрь. Может цвести на одних цветоносах повторно.
Посадка
Как только вы принесли цветок из магазина, его сразу надо пересадить из пластикового стаканчика. Посадка толумнии в домашних условиях производится в керамические горшки или блоки.
Горшки должны быть небольшими, узкими, со множеством дренажных отверстий. Субстрат для горшков составляется из коры мелкой фракции—5 частей, и мха сфагнума—1 часть.
При посадке на блоке берутся крупные куски коры. Ризому с корнями, окутывают мхом сфагнумом и закрепляют на куске коры.
Пересадка толумнии проводится только по необходимости, например при закисании грунта. Делать этот лучше в период после цветения.
Уход в домашних условиях
Орхидея Толумния вполне может расти в обычных квартирных условиях. Она светолюбива, но не выносит прямых лучей солнца. Идеально расположение цветка на восточном или западном окне. Зимой орхидее необходима подсветка.
Температура содержания зависит от времени года. Толумния выдерживает диапазон температур от +30?C до +14?C. Главное, чтобы ночная температура была ниже более чем на пять градусов, иначе орхидея не зацветёт.
Самое сложное в уходе за орхидеей толумния в домашних условиях—полив. Нужно поливать регулярно, желательно утром, чтобы к вечеру корни просыхали, но не пересыхали. Поливают растение путём погружения горшка в ёмкость с тёплой водой на 20-30 мин, или устраивают растению «тёплый душ». Не допускается, чтобы оставалась вода в поддоне. Осенью полив сокращают. Зимой поливают ещё реже, но не допускают пересыхания корней.
Подкормки Толумния любит слабые, удобрением «для орхидей», раз в 2 недели, вместе с поливом. Влажность воздуха для эпифита толумния требуется 45-70%. В большинстве случаев, достаточно ежедневно опрыскивать растение.
Размножают цветок делением куста.
Основное заболевание — гниль корневой системы, вызванная застоем воды, особенно зимой.
Наиболее интересные виды Толумнии
К наиболее интересным видам можно отнести: Tolumnia urophylla, Tolumnia calochila, Tolumnia bahamensis, Tolumnia guttata.
Методы обработки
Способы посадки зависят от особенностей строения и состояния орхидей, атакже от дальнейшего содержания. В условиях повышенной влажности эти растения обычно сажают в кору (фото 1) или на блок (фото 2). Также можно сажать на подвешенный ком сфагнума (фото 3).
Высаживают орхидеи и в мох в горшки с продольными прорезями для водных растений, что позволяет начинающим цветоводам поддерживать мох не в мокром, а во влажном состоянии (фото 4).
Многие опытные любители используют сфагнум для восстановления орхидей, частично или полностью потерявших корни, потому что он мало подвержен гниению и обладает бактерицидными свойства. К тому же первые полгода его питательность во много раз выше, чем у субстрата на основе коры и нет необходимости применять удобрения, а это большой плюс.
При посадке в мох орхидеи растят в обычных пластиковых горшках. Но сфагнум — очень влагоемкий материал и, повторюсь, он должен быть постоянно слегка влажным. Мокрый сфагнум при непосредственном контакте с ризомой или основанием розетки может вызвать их гниение. Не опытным любителям мох стоит использовать только в определенных случаях.
Например, когда у орхидеи очень тонкие корни, не терпящие ни малейшей просушки и требующие влагоемкой среды для нормального развития. Среди достаточно широко распространенных орхидей, присылаемых на заказ, это, в первую очередь, мелкие виды из онцидиумной группы, масдеваллии и дракулы. А из более экзотических — пафинии. Хотя для дракул, цветоносы которых не уходят в субстрат, и многих масдевалий можно использовать и мелкую фракцию сосновой коры.
Следует также учитывать, что при длительном содержании орхидей в сфагнуме в условиях повышенной влажности надземная часть растет быстрее, чем развиваются корни. С другой стороны, многие орхидеи (например, пафиопедилумы, фрагмипедиумы, многие онцидиумы и т.д.) охотнее наращивают корни именно в сфагнуме, а не в коре.
В условиях низкой влажности в горшок с корой или на блок высаживают только орхидеи с большой биомассой, желательно, с частично сохранившимися корнями, не истощенные и способные дать новые корни за счет собственных запасов. Во многих случаях можно использовать и сфагнум (фото 4-6).
Толумния в сфагнуме. Для открытого содержания такая посадка вполне допустима на начальном этапе отращивания корней. Мох не поливают (!), а только опрыскивают его поверхность после просушки. Само растение можно опрыскивать 2-3 раза в день. Когда начнут образовываться корни, орхидею пересаживают в менее влагоемкий субстрат или на блок.
Посадка в горшок в чистый сфагнум. Применяется только для орхидей с тонкими корнями, не терпящими просушку. Например, мильтоний, многих онцидиумов и их внутриродовых и межродовых гибридов. Для одонтоглоссумов и других полуэпифитов онцидиумной группы с толстыми корнями больше подходит кора мелкой и средней фракции.
Трихопилия суавис. Посадка на горку сфагнума подходит многим онцидиумным и дендробиумам, а также орхидеям, корни которых терпят небольшую просушку и тем, чьи молодые побеги не любят излишнюю влажность субстрата. В летнюю жару ежедневные опрыскивания субстрата не спасают, лучше поместить растение в тепличку, например, из ПЭТ-бутылки.
Источник:
Журнал Домашние цветы № 3(30), март 2010 г.
Толумнии, яркие “танцующие куколки”
Моя симпатия к толумниям началась много лет назад, на заре моего увлечения орхидеями.
Одним из самых первых моих растений был желтенький онцидиум Sweet Sugar, который каждую осень цвел десятками ярких желтеньких цветов, похожих на барышень в желтых юбках.
Его цветение всегда приходилось на осеннюю пору, когда на улице уныло и грустно. Веселый хоровод “танцующих куколок” вихрем врывался в мой дом.
Цветение этого оницидиума было продолжительным, каждый день, в течение двух месяцев, я любовалась на этих маленьких эльфов, сидящих на метелках цветоносов.
Говорят, первые растения особенно любимы. Они радуют нас и через много лет. Ведь именно они напоминают нам о начале нашего увлечения. Они прошли вместе с нами длинный путь, терпели наши ошибки…
Это растение живо и сейчас. Каждый год, огормный, старый куст радует меня цветением с четырех – пяти цветоносов.
Именно это растение породило у меня любопытство к другим представителям онцидиумных, цветы которых похожи на мотыльков, бабочек, эльфов и “танцующих куколок”. Вслед за этим онцидиумом, у меня появились толумнии, крошечные растения с эффектными метелками цветов, напоминающих маленьких человечков. У меня появились разные сорта толумний, они все как-то назывались, но для меня они просто были “сестрами” тех желтеньких “пляшущих человечков”, которыми цвел мой онцидиум. Когда мои толумнии зацветали, развитие их цветоносов было для меня настоящим сюрпризом. Сначала вырастала длинная “удочка”, а на ней, один за другим появлялись маленькие куколки. Юбочки у них были праздничные, нарядные – розовые, красные, коричневые, бордовые. А на самих юбочках, как на ситцевых платьях, которые мы носили в детстве, были забавные узоры – в горошек, в клеточку, в полосочку, разводами…
Цветение этих “пляшущих человечков” всегда выпадало на осенний период. Эти малышки вносили свой шарм в мою осеннюю цветущую композицию орхидей. Уход за ними оказался простым. Они хорошо росли и на кусочке коры, и в пластиковых горшочках, и даже в глинянных дудочках.
Толумнии родом с островов Карибского Бассейна. Они любят яркое солнце, умеренный полив. Растут у меня эти малышки в коре мелкой фракции. Мне показалось, что самое главное в уходе за ними – соблюсти правильный водный режим. Они не должны сильно пересыхать, и в то-же время не должны находиться в болоте. У толумний практически отсутствуют псевдобульбы. а само растение представляет собой розетку с суккулентными листьями. По мере созревания новой розетки, к концу вегетационного сезона, я сокращаю полив, стимулируя развитие цветочных почек. Если цветонос рождается поздней осенью, в темное время, я оставляю его развиваться под подсветкой на стеллаже.
Зацветают эти малышки быстро. В марте этого года я привезла себе из Гонконга целую охапку цветущих толумний. Стоят они там копейки, да и выбрать можно по расцветке. Все малышки уже нарастили новые розетки, а одна из них даже зацвела.
Есть у меня идея. Хочу сделать художественную композицию из этих растений. Например, взять симпатичную коряжку и полностью засадить ее толумниями. Или купить декоративную клетку, и посадить толумнии внутри и снаружи ее. Можете себе представить цветущую коряжку или клетку, над которой порхают сотни “куколок-мотыльков”? Маленькое чудо.
Военная арматура
Трофе́й (греч. τρόπαιον , от τροπή — «поворот, обращение врагов в бегство», лат. tropaeum, trophaeum ) [1] — добыча, захваченная при победе над неприятелем; знак, символ победы. Первоначально этим словом обозначалось конкретное отбитое оружие, посвященное богу, позже оно приобрело переносное значение военной добычи, а также реституции. В бытовой речи может иметь иронический смысл и обозначать обычный сувенир.
В архитектуре: трофей — это тропеум, тип древнеримского здания-трофея (памятника полководцу), а также военная арматура — скульптурное или орнаментальное изображение оружия.
Содержание
История
Значение и традиции воздвижения трофея
Первоначально термин трофей не являлся синонимом «добычи», а являлся, скорее, сакральным объектом. Он представлял из себя столб (или дерево, очищенное от ветвей и коры) на поле боя, на который воины Греции и Древнего Рима после победы вешали доспехи побеждённого: главным образом, панцирь и шлем, в знак того, что поле победы осталось за ними. Воздвижение этого столба носило вотивный, посвятительный характер, о чем свидетельствуют древние тексты:
Благочестивый Эней, хоть его и торопит забота Павших предать земле, хоть печаль мрачит ему душу, Все же с рассветом спешит богам обеты исполнить. Холм насыпав и дуб от ветвей очистив огромный, Он воздвигает трофей в честь тебя, Владыка сражений, И одевает его с Мезенция снятым оружьем: В брызгах кровавой росы косматый шлем и обломки Копий вешает он и тяжелый панцирь, пробитый В дюжине мест; а слева к стволу он прочно приладил Щит из меди и меч в ножнах из кости слоновой. (Вергилий, «Энеида», XI, 2-11) [2]
Значение изначально имело подвешивание оружия именно на дерево — дуб являлся священным деревом Зевса и очевидно заменял приношение в недоступный в данный момент храм.
Воздвижение трофея сопровождалось посвятительной надписью, о чем свидетельствуют реплики трагедий Еврипида [3] .
Какой трофей воздвигнешь ты Крониду Среди полей отчизны! Да, на нем Прочтут слова: «Щиты из Фив сожженных Богам приносит Полиник фиванский».
Совершению обряда воздвижения трофея предавалось важное значение: как-то в войне Спарты и Аргоса за город Фирею в Лаконии исход битвы должна была решить «дуэль» между двумя отрядами по триста человек от обоих государств. Оба войска оставили по отряду и отступили. Два отряда начали сражение и бились день напролёт. К ночи в живых осталось только трое тяжелораненых — два аргосца и спартанец по имени Офриад. Сил биться дальше не было ни у кого, и оба аргосца, поддерживая друг друга, покинули поле битвы и ушли к своим — возвестить о победе. А спартанец остался, и собрав доспехи с убитых врагов, развесил их на дереве среди поля, написав своей кровью на щите: «Спартанцы — Зевсу, в дар от своей победы». Наутро к полю подошли оба войска. И те и другие считали себя победителями, и хотя снова разгорелся конфликт и в случившемся уже более многолюдном сражении спартанцы вышли победителями, но поступок Офриада придал их победе особенно высокоморальный характер, так как благодаря его поступку поле сражения считалось за ними. Офриада чествовали как героя [4] .
Другое упоминание нанесения крови на трофеи находим в рассказе о победе римлян над вождём франков Бутилином, когда река Капуя, переполненная трупами, вышла из берегов. На столбе, возведённом на её берегу, была патриотично начертана элегия: «О, счастливейшая река! Вместо трофея варварской кровью Пусть будет она окрашена» [5] .
Со временем в надписи стали добавлять не только посвящение, но и более мемориальную информацию. Как свидетельствует Тацит, после одной из побед древних римлян над племенами германцев при императоре Тиберии из захваченного оружия был сооружен трофей, на котором были написаны названия побежденных племен [6] , — то же самое справедливо и для греческих трофеев — надписи на каменных столбах стали содержать информацию о времени одержания победы, и кем и над кем она была одержана. В тех случаях, когда битва была нерешительной, обе стороны воздвигали по трофею.
Греческие трофеи
В Древней Греции традиция воздвижения трофеев известна со времен архаики. Памятник ставился на возвышении и посвящался какому-либо божеству, причем на особой надписи отмечались имена победителей и побежденной стороны. Вследствие этого трофеи считались неприкосновенными, и даже неприятель не мог их сдвигать с места, за исключением тех случаев, когда трофеи воздвигались без уважительной причины.
Чтобы раздоры не продолжались в связи с долговременною сохраняемостью трофеев на местах, где они были воздвигнуты, существовал, по-видимому, закон, по которому трофеи делались из дерева, а не из прочных материалов (камня, металла). В случае разрушения, запрещалось их подправлять и восстанавливать. Так, известно, что лакедемоняне обвинили фиванцев перед собранием амфиктионов, в том, что те воздвигли металлический трофей. Впрочем, со временем металлических трофеев появилось больше. В ранний период трофеи ставились непосредственно на поле битвы, а поскольку подходящих равнин для битв в гористой Греции было немного, то после новой битвы они часто заменялись новым трофеем. В более поздний период их начали воздвигать в общеэллинских святилищах, таких как Дельфы или Олимпия — для большего прославления победившего государства.
Если победа была одержана на море, то трофей воздвигался на ближайшем к месту сражения берегу. Морские трофеи украшались обыкновенно носами (греч. άκρωτήρια ) кораблей и посвящались Посейдону; иногда в качестве трофея оставлялся целый корабль [7] .
Трофей Мильтиада
Благодаря Плутарху стало крылатым выражение Фемистокла о том, что «спать ему не дает трофей Мильтиада» [8] . В настоящий момент в устной речи это слово часто заменяется на «лавры», тем не менее, Фемистокл, имея в виду в переносном смысле, конечно, славу соперника, упомянул конкретное сооружение, которое долгое время показывали на поле Марафонской битвы — победный трофей (он же «мраморная развалина Пирго» или «гробница Мильтиада»).
Павсаний, рассказывая о нём [9] , отмечает, что там были перечислены имена рабов, которым была предоставлена свобода в обмен за участие в битве — это наглядно доказывает, что к данной эпохе памятник-трофей прошёл достаточную эволюцию от дерева с обрубленными ветками к определённой архитектурной форме.
Македонские трофеи
Македонские цари не ставили трофеи в силу следующего предания: когда македонский царь Каран, победив Киссея, управлявшего соседней страной, по аргивскому обычаю, воздвиг памятник победы, появившийся с горы Олимп лев опрокинул этот трофей и исчез. Поняв из этого знамения, что боги возбраняют увековечивать вражду, Каран и следовавшие за ним македонские цари не ставили трофеев, если рассчитывали на дружбу с соседями [10] . В силу этого обычая и Александр Великий не увековечил трофеем ни одной из своих побед ни над Дарием, ни над индийцами.
Римские трофеи
Римляне первоначально не ставили трофеев, а уносили домой взятые на поле сражения неприятельские доспехи (лат. spolia ), которыми они украшали общественные здания и частные жилища. Но позднее они переняли обычай увековечивать победу трофеями у греков. Первые римские трофеи, о которых сообщают древние писатели, были воздвигнуты Домицием Агенобарбом и Фабием Максимом в 121 г. до н.э. после победы над аллоброгами, для чего были воздвигнуты при слиянии Роны с Изарой возвышения из белого камня, увенчанные взятым у неприятеля оружием. Помпей поставил трофей в Пиренеях после своих испанских побед, Цезарь — близ Зелы после победы над Фарнаком, Друз — близ Эльбы в память поражения германцев. Но римляне больше любили воздвигать памятные знаки в самом Риме, а не на месте сражения; такими трофеями служили, например, триумфальные арки. В Риме на Форуме стояла Ростра — трибуна для ораторов, украшенная носами кораблей.
Особо почётным был трофей, известный как «тучные доспехи» (spolia opima) — его мог принести в дар Юпитеру Феретрийскому лишь командующий войском (царь или консул), лично убивший в поединке вражеского полководца и снявший с него доспехи. Таких случаев в истории Рима было лишь три [11] :
- Ромул победил ценинского царя Акрона [12] .
- Военный трибун с консульской властью Авл Корнелий Косс в 437 г. до н. э. победил царя Вейев Толумния [13] .
- Консул Марк Клавдий Марцелл в 222 г. до н. э. победил царя инсубров Вертомара (Бритомарта) [14] .
Описание мифической победы Энея над Мезенцием связано с этой традицией.
Многочисленные монеты, реже греческие, главным образом римские, выпущенные в ознаменование чьей либо победы, часто имели на одной стороне профиль полководца, а на другой — трофей, как знак победы, иногда вместе с предметами для жертвоприношения и связанными пленными, к тому же в сочетании с богиней победы Викторией (воздвигающая или украшающая трофей, пишущая весть о победе на щите и т.п.).
Хотя в Древнем Риме со временем оформилась форма здания — тропеума, тем не менее, столбы с навешенным оружием продолжали возводится и в императорскую эпоху, так как их возведение требовало гораздо меньше времени и их можно было ставить массово.
Использовались трофеи уже и в качестве декорации, с декоративными доспехами (а не настоящими, захваченными у врага). Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» рассказывает о конфликте, случившемся в Иерусалиме, когда Ирод I учредил игры в честь Цезаря и построил для этого театр, украсив его по римскому образцу, в частности «из червонного золота и серебра изображениями трофеев его от тех народов, которых тот победил на войне». Это оскорбило иудеев, которые увидели в них запрещённые законом изображения вооруженных людей и начали кричать, что не допустят в своем городе «идолов».
Видя такое их волнение и что нелегко будет их успокоить иначе как путем наглядного доказательства, Ирод пригласил наиболее влиятельных из них в театр и, указав на трофеи, спросил, за что они принимают их. Когда же те закричали, что это изображения людей, он распорядился снять оружие и показал им голые деревянные столбы. Это тотчас же вызвало неудержимый смех, и общая веселость еще более увеличилась оттого, что иудеи раньше столь иронически относились к убранству этих трофеев [15] .
Интересно, что Тертуллиан в своем послании «К язычникам» указывает на то, что крест, которому поклоняется он как христианин, по конструкции — столб неполноценного языческого трофея римлян, который в христианстве оказывается неукрашенным, обнажённым [16] .
В литературе
Мотив возведения трофея осмеивается Рабле: Пантагрюэль воздвигает триумфальные столбы на месте одной из своих битв и пира. Он привешивает старомодные атрибуты сожжённых с помощью использованного им пороха рыцарей — латы, шпоры, кольчугу и т. д. А его спутник, шутник Панург, воздвигает другой столб, к которому привешивает трофеи, символизирующие пережитый ими пир: рога, кожу и ногу козули, уши зайца, крылья дроф, склянку с уксусом, рожок с солью, вертел, шпиговальную иглу, котёл, соусник, солонку и стакан. Надпись его к трофеям прославляет пир и даёт кулинарный рецепт [17] .