Vitasvet-led.ru

Витасвет Лед
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Штриховка для гипсовой розетки

КУРСЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО РИСУНКА

Наша студия представляет Вашему вниманию курсы академического рисунка с художниками из Академии художеств Украины.

Начальный академический уровень

Базовый курс обучает рисовать карандашом на бумаге простые формы как основы академического рисунка — такие как куб, пирамида, шар. Этот опыт необходим Вам для дальнейшего обучения рисованию сложных форм.

Программа обучения включает в себя:

  • Рисунок куба карандашом (4 часа — первый час построение, 3 часа накладывание теней, штрих, — начальный уровень)
  • Академический рисунок шара (4 часа — первый урок построение, второй урок, моделирования форма)
  • Цилиндр — ( 2 урока по 2 часа, построение формы, измерение, а так же 2 часа штрих формы)
  • Рисунок 2-3-х фигур совместно — основы композиции, натюрморт (включает цилиндр, шар куб, 4 часа построение, штриховка, тонировка 6 часов 3 урока).

Запись на курсы академического рисунка:

Зачем рисовать геометрические фигуры?

Например, при рисунке людей, мы предполагаем, что голова это шар, на котором есть свет, тень и пропорции. Для человека, не знакомого с простейшими техниками рисунка будет сложно, не обладая навыком рисования изобразить подобный объект, в то время как Вы, после наших уроков, спокойно сможете нарисовать сложные формы.

Средний академический уровень

Данный уровень подходит для поступающих в ВУЗ-ы, профессиональных иллюстраторов, дизайнеров, художников. Тут, Вы сможете научиться академическому штриху для дальнейшего совершенствования в рисунке карандашом различных форм, выявлению теней и света, контрастов, бликов и рефлексов. Средний уровень предполагает рисунок гипсовых форм таких как, капителей, частей греческих барельефов, частей лица, таких как глаз, нос, рот.

  • Рисунок простым карандашом, гипсовая форма «Розетка» (трилистник) 2 часа конструирование формы, обучение измерению сложных форм, 4 часа работа над штриховкой, тонировкой.
  • Капитель, часть греческого барельефа, сложная форма (2 урока по 2 часа нанесение формы, пропорции, 6 часов моделирование формы).
  • Чайник фарфоровый, чашка (1 урок рисунок, 3 урока тонировка, реалистичный штрих)
  • Рисование карандашом гипсового черепа человека (рисунок формы 1 урок, 3 урока тонировка академическим штрихом).
  • Глаз, ухо, губы Давида (по 3 урока каждая постановка)
  • Рисунок драпировки — ткань на изломе, работа со складками

Все постановки находятся в студии

Академическое рисование розетки, пятилистник, гипс

Нос академический рисунок Давида, средний академ уровень — формат бумаги А3, карандаш

Высокий академический уровень

Вы будете уметь изображать в карандаше, сложные формы, голову человека, портрет, тело человека во весь рост. Рисунок головы человека происходит с гипсовых форм (Даутсеан, экорше по Гудону, Сократ, Антиной). В нашей Арт Студии Вы научитесь правильному и быстрому построению головы , принципам пропорций и академическому штриху.

Рисунок отдельных частей, рисунок глаза, носа и уха является переходным периодом между средним и высоким уровнем. В результате Вам будут подвластны любые задачи, включая портреты.

  • Академический рисунок головы человека — Экорше по Гудону (2 урока рисунка форм, измерение, 3 урока выявление реалистичной формы, свет и тень
  • Маска Гаттамелата (всего дается 10 часов на подобное задание, 23 отдается построению и остальное время штриховке)
  • Маска Сатира (5 уроков по 2 часа)
  • Гипсовая голова Сократа (6 уроков)
  • Голова Вольтера (6 уроков)
  • Даутсан (6 уроков)
  • Антиной (6 уроков)
  • Торс Геракла (10 часов)
  • Фигура экорше Гудона в трех поворотах по 12 часов каждый

Пример рисунка руки преподавателем уроки академического рисунка в студии Артакадемия

Вы не найдете в других художественных студиях полноценную фигуру человека которая присутствует в нашей рисовальной студии и мы можем научить Вас, при желании, изображать полноценную, пропорциональную фигуру человека с академическим штрихом. Курсы академического рисунка в нашей Арт студии, как изображено на фото, принесут знания как рисовать портрет, строить лицо, тело человека.

Академический рисунок фигуры человека — постановка из гипса, экорше. Естественно академический рисунок с нуля требует более простых постановок.

Академический рисунок обучение с любго уровня

В заключении стоит заметить что каждый урок длится 120 минут. Для первого посещения необходимо зарегистрироваться по телефону 044 2237490 или 067 8037331 . Используйте чат как дополнительную форму контакта.

После регистрации, попав на первое занятие по рисунку карандашом, не стоит с собой брать громоздкие мольберты, планшеты или какие-либо другие материалы — всем необходимым обеспечивает студия академического рисунка Артакадемия-Киев.

После первого занятия, Вы можете приобрести абонемент на 4 или 8 уроков для экономии средств при посещении курсов. Соответствующую информацию Вы найдете в разделе Цены.

Записавшись на следующий урок согласно расписания Вы бронируете себе место и сможете создавать собственное расписание посещения уроков не завися ни от кого. Это удобно и комфортно в современных условиях жизни.

Ждем Вас на наших курсах в Студии академического рисунка Артакадемия по адресу: ул. Костельная, 9, оф. 47

Детально карту расположения и как пройти можно увидеть тут

Пробный, первый урок 200 грн (120 минут)

АбонементСрок действияЦена
1 Урок1 день250 грн
4 Урока1 месяц (можно ходить хоть каждый день)850 грн
8 Уроков2 месяца (можно ходить хоть каждый день)1500 грн
ПНВТСРЧТПТСБВС
Утренняя 12.00-14.00Утренняя 12.00-14.00Утренняя 12.00-14.00Утренняя 12.00-14.00Утренняя 12.00-14.00Утренняя 11.00-13.00Утренняя 11.00-13.00
Дневная 14.00-16.00Дневная 14.00-16.00Дневная 14.00-16.00Дневная 14.00-16.00Дневная 14.00-16.00Дневная 13.00-15.00Дневная 13.00-15.00
Вечерняя 17.00-19.00Вечерняя 17.00-19.00Вечерняя 17.00-19.00Вечерняя 17.00-19.00Вечерняя 17.00-19.00Вечерняя 15.00-17.00———————
Вечерняя 19.00-21.00Вечерняя 19.00-21.00Вечерняя 19.00-21.00Вечерняя 19.00-21.00Вечерняя 19.00-21.00——————————————

Набросок углем, портрет человека 4 часа, формат В2 Рисунок для портфолио на поступление в Краковскую Академию Художеств

Гаттамелат — рисунок карандашом формат А3, 8 часов

Класс — академический рисунок Киев

Рисунок гипсовой головы Сократа, академический рисунок карандашом — 8 уроков — Формат А2

Академический рисунок курсы вечерние в нашей студии.

Академический рисунок карандашом уха (постановка — гипс в студии)

Академический рисунок — обучение в мастерской Артакадемия

Больше про академический рисунок можно прочитать тут:

Школа рисования для подростков в Киеве с программой по рисунку для абитуриентов, студентов, начинающих художников желающих поступить в ВУЗ-ы Украины или Зарубежья.

Техника академического рисунка цветными карандашами — миф или реальность? Мы попытались раскрыть столь непопулярный но в тоже время красивый материал как цветные карандаши.

Коллекция книг о живописи и искусстве

Для учащихся в художественных учебных заведениях

  • Главная
  • Каталог книг
  • Учимся рисовать
  • Биографии
  • Статьи об искусстве
  • Ищу книгу

Содержание:

  • Введение
  • Рисунок — важнейшая область художественного творчества
  • Материалы и принадлежности для рисования
  • Графитный карандаш
  • Перо и тушь
  • Однотонная акварель
  • Бумага
  • Виды рисунка
  • Композиция рисунка
  • Понятие о перспективе
  • Работа над рисунком
  • Техника рисунка
  • Практическое значение рисования растений
  • Зарисовки листьев разных растений
  • Зарисовки цветов
  • Понятие о пропорциях предметов
  • Построение каркасов куба, призмы, цилиндра, конуса
  • Понятие об объемной форме предметов
  • Тоновой рисунок
  • → Рисунок куба
  • Рисунок цилиндра
  • Рисунок шара
  • Рисование натюрморта
  • Рисунок орнамента
  • Рисунок розетки
  • Рисование с натуры классической гипсовой вазы
  • Основы декоративного рисования
  • Рисунок в декоративно-прикладном искусстве
  • Практическое значение рисования головы человека
  • Рисунок слепка губ
  • Рисунок слепка носа
  • Рисунок слепка глаза
  • Анатомическая характеристика черепа человека
  • Тоновой рисунок черепа человека
  • Анатомическая характеристика мышц головы человека
  • Тоновой рисунок экорше головы человека
  • Рисование с натуры гипсовой модели головы человека (античная скульптура)
  • Памятка рисовальщику

Рисунок куба

Один из выдающихся художников Франции Энгр однажды хорошо сказал о рисунке: «Рисовать вовсе не значит просто делать контуры; рисунок не состоит только из линий. Рисунок — это еще и выразительность, внутренняя форма, план, моделировка» (Энгр об искусстве. Сборник. М., 1962. С. 56).

При рисовании с натуры гипсовых моделей геометрических тел вам нужно изобразить каждое тело, осуществляя его моделировку передачей светотеневых отношений. О тоновом рисунке вы узнали из предыдущего параграфа.

По существу это ваш первый довольно длительный рисунок, в котором предстоит выполнить сложную работу, связанную с техникой карандашного изображения. Перед вами стоит выбор техники — выполнять рисунок в тоне штриховкой или тушевкой. Рекомендуется штриховка, так как она во многом дисциплинирует, приучает относиться к рисунку внимательно и сосредоточенно. Особенность этой техники в том, что штрихи нужно класть по форме модели, и если настоящего требования не придерживаться, очень скоро можно увидеть, что покрывшие поверхность бумаги штрихи, нанесенные как попало, т.е. бездумно, разрушают рисунок, не выявляют объемную форму.

Модель куба должна быть освещена искусственным светом, источник которого нужно расположить сверху слева. В этом случае хорошо просматриваются с выбранной вами точки зрения и весь объем тела, и светотеневые градации. Куб ставится под углом к рисующему, немного ниже уровня глаз, чтобы была видна верхняя грань. Фон должен быть светлым, а модель располагают на серой драпировке, без складок расстеленной на подставке для натуры.

Чтобы начать работу, нужно вспомнить предыдущие упражнения по рисованию с натуры каркасов геометрических тел. Подобные задачи вам предстоит решать и сейчас. Правда, теперь куб предстает перед вами в том виде, в каком он по-настоящему воспринимается объемным. Каркас позволял видеть куб насквозь, со всеми гранями и ребрами. Теперь часть их не видна, но глазом надо уметь их «видеть», чтобы при построении с учетом перспективных сокращений непременно показать. Только тогда говорят о конструктивном строении формы геометрического тела.

Однако рисовать на бумаге без предварительного размещения изображения невозможно. Лишь некоторые виртуозы академического рисунка могли начать изображение той или иной статуи с какой-то одной точки и, не отрывая карандаша от бумаги, провести очень точный контур античной скульптуры на листе. Вам нужно действовать значительно проще и карандаш много раз отнимать от бумага, чтобы глядеть на натурную постановку и на свой лист и наносить на нем общую форму куба, размещая таким образом рисунок, а затем его уточнять, сравнивая с натурой. Общая форма куба на бумаге наносится так, чтобы абрис был и не очень большим, но и не маленьким. Наиболее целесообразно представить лист бумаги условным пространством, в котором модель куба занимает свое достойное место. Конечно, на первых порах такое представление дается с трудом, но в каждом новом упражнении необходимо включать в себе этот своеобразный «механизм», чтобы со временем довести его до автоматизма.

Намеченный абрис куба занял на бумаге свое место, и вам можно отойти немного назад, чтобы увидеть компоновку рисунка на расстоянии и еще раз проверить правильное или неправильное в данном случае расположение изображения в формате. Конечно, от того, как вы сначала разместили рисунок, зависит во многом дальнейшая работа.

Начинайте уточнение величин путем зрительного сравнения. Выбрав определенную высоту переднего вертикального ребра куба, подчиняйте ей остальные, но уже с учетом перспективных изменений натуры. Прежде определите место этого ближайшего к вам ребра в намеченном силуэте изображения. Затем наметьте высоту данного ребра, проведите вертикальный отрезок, а на нижней точке его проведите строго горизонтальную линию, которая станет вспомогательной при построении. Нужно будет чуть позже представить себе горизонтальную линию, перпендикулярную основанию ребра в натуре, чтобы вместе с проведенной на бумаге показать угол, образованный горизонтальным ребром правой грани. Для сравнения положите к основанию гипсовой модели куба карандаш или линейку, чтобы увидеть угол в натуре.

Дальнейшая работа по рисованию гипсовой модели куба проводится как постепенное выявление конструктивной основы предмета. Пользуясь ориентирами, постройте нижнюю грань, постаравшись «увидеть» ее очертания со всех сторон, т.е. покажите невидимые ребра, как это делалось при построении каркаса куба. Одновременно намечайте все остальные вертикальные ребра, постоянно сравнивая величину их с ребром, ближе всех находящимся по отношению к вам.

Зная правила перспективы, связывайте с построением видимые изменения формы куба. Две точки схода условных продолжений ребер, находящихся под углом к вам, остаются ориентирами для построения всех оставшихся четырех верхних.

После того как вы построили «скелет» куба, сравните рисунок с натурой и подумайте, что бросается в глаза прежде всего — весь куб или детали формы. В этом случае станут видны допущенные неточности. Пока их устранить легко, ибо вы при построении формы геометрического тела, надеемся, не переусердствовали в нанесении следов карандаша на бумаге. Запомните, при построении формы изображаемого предмета все линии должны проводиться легко и уверенно.

Почему же вы увидели в рисунке неточности? Наше зрение, как стало известно благодаря экспериментальным данным ученых-психологов, сначала схватывает общую форму предмета, на короткое время как бы фиксирует ее.

Устранив ошибки построения, еще раз сверьте изображение с натурой и убедитесь, что конструкция нарисованного куба соответствует видимой модели. Поскольку изображение куба на бумаге ведется относительно быстро, при правильном построении вы не должны намечать объемную форму геометрического тела легкой штриховкой, показывая этим самым теневую сторону предмета, ибо она напрашивалась сама — известно, что мы рисуем подобие предмета, и то, что видит наш глаз в натуре, он «хочет» видеть в рисунке.

Светотеневые отношения в рисунке тоже должны быть построены. Мы говорим в применении к изобразительной деятельности разные слова, например, «масштаб построения», «тоновой масштаб». В первом выражении нужно иметь в виду определение в рисунке размеров и соотношений частей предмета в сравнении с натурой.

Рисуя с натуры, вы совершенно правомерно стараетесь передать изображение таким, каким воспринимаете предмет. Штриховкой или тушевкой вы моделируете объемность предмета, показывая в изображении подсмотренные в натуре освещенные, переходные от света к тени и затененные участки. Заканчиваете эту работу, лишь убедившись, что в рисунке верно переданы светотеневые отношения. Этим самым вы выдержали в изображении тоновой масштаб, т.е. сумели найти пропорциональные соотношения самых темных и самых светлых тонов.

Тоновые рисунки создаются умелым распределением света, полутени и тени при помощи штриховой техники.

Моделируя форму куба тоном, ни в коем случае не торопитесь сразу проложить теневую грань геометрического тела. Во-первых, это не удастся, и во-вторых, как не рисуют, так и не наносят тон по частям. Дело здесь в разнице естественного света и белизны бумаги, в материальности натурального предмета и заштрихованной карандашом поверхность листа бумаги и т.д.

Добиться верного (а не точь-в-точь) тона позволяют разумно построенные в рисунке пропорциональные натуре отношения.

Поэтому рекомендуем вам такой подход к передаче светотеневых отношений: выберите самый тёмный тон штриховки, который используете в определённом месте рисунка и более не повторяйте его нигде, а все остальные градации будут варьироваться от этого темного к тону самой бумаги.

Следите за общей освещённостью натуры и передайте подобное в рисунке.

Разнообразьте технику работы карандашом, не покрывайте площадь рисунка бездумной, однообразной «удобной» для руки штриховкой. Фактура гипса сама подсказывает вдумчивому рисовальщику способы покрытия бумаги слоем карандаша.

В конце работы обобщите изображение, т.е. добейтесь устранения режущих глаз контрастов или механического набора отдельных тонов, и приведите рисунок в общую соподчиненность всех тонов (рис. 18). Учитесь передавать верные тоновые отношения, выражающие форму и материал в рисунке.

Рисование гипсового орнамента

Слово «орнамент» происходит от латинского ornamentum — украшение. Основная функция орнамента — декоративная. Он может служить украшением предметов прикладного искусства, часто применяется в книжной графике, архитектуре, коврово-ткацкой промышленности и других отраслях. Орнаментальное искусство несет в себе общие стилистические особенности, присущие различным национальным культурам, признаки стиля определяются различиями изобразительной культуры каждого народа, которые были устойчивы на протяжении некоторого исторического периода. В. Дембовецкий писал: «Орнаментное искусство, как и всякое искусство вообще, с одной стороны, воспроизводило, а с другой — создавало то, что художественный инстинкт народа склонен был принимать за проявление возвышенного и прекрасного».

Закономерности построения каждого орнамента зависят от материала, формы и назначения того предмета, который он украшает. Широко распространены следующие разновидности орнамента: ленточные, розетки и сетчатые. По изобразительным элементам, входящим в орнамент, он может быть: геометрическим, растительным, тератологическим (от греч. teras — чудовище, т. е. звериный стиль в орнаментике) и эпиграфическим, т. е. включающим различные надписи (что характерно для орнаментики Средней Азии и Ближнего Востока). Известный американский эстетик и психолог искусства Рудольф Арихейм писал: «Можно ли определить его (орнамент. — примеч. авт.) лишь как зрительно воспринимаемую модель, которая не изображает объект? Очевидно, нельзя, потому что в большинстве случаев орнамент образуется не из одних лишь чистых форм: для его создания используют изображения животных, растений, человеческих фигур, различные узлы и ленточки. Вряд ли найдется в мире объект, который не воспроизводился бы в орнаменте».

  1. Применение орнамента в архитектуре
  2. Последовательность построения рисунка гипсового орнамента
  3. Первый этап. Рисование гипсового орнамента
  4. Второй этап. Рисование гипсового орнамента
  5. Третий этап. Рисование гипсового орнамента
  6. Четвертый этап. Рисование гипсового орнамента
  7. Пятый этап. Рисование гипсового орнамента
  8. Шестой этап. Рисование гипсового орнамента

Применение орнамента в архитектуре

Остановимся подробнее на применении орнамента в архитектуре. Известно, что главным принципом построения архитектурной композиции является ее архитектоника, в которой и проявляются все художественные достоинства сооружения. Архитектоника здания должна выражать единство его конструктивной и художественно-образной формы. «Подлинная цельность композиции, ее ясность, убедительность, сила эмоционального воздействия достигаются синтезом логики разума и логики чувств», — пишет известный архитектор Ф.А. Новиков. Наиболее сильное эмоционально-эстетическое воздействие на человека архитектурное сооружение оказывает лишь в синтезе с живописью и скульптурой, садово-парковым и декоративно-прикладным искусством.

«Во все времена в числе активных средств композиции особо ценилось монументально-декоративное искусство, способное обогатить архитектуру, дополнить ее изобразительным или декоративным сюжетом» (Ф.А. Новиков).

В истории архитектуры можно найти множество примеров удачного применения орнаментов. На Руси основным материалом при сооружении построек различного назначения было дерево. Истоками деревянного зодчества является народное творчество. Орнамент — язык тысячелетий. Наши далекие предки пользовались языком орнамента задолго до появления письменности. Деревянная архитектура всегда украшалась резьбой, основным элементом которой являлся орнамент. Деревянные узоры древних восприняли архитекторы последующих времен, да и сейчас можно найти множество примеров применения орнамента в украшении построек в деревнях и поселках.

Кроме резьбы по дереву обогащают архитектуру резьба по камню и лепнина, декоративный бетон и чеканка, витражи и литье из металла, художественная керамика и декоративное стекло, и в каждом из этих видов художественно-декоративного искусства орнамент занимает достойное место.

Е.М. Осетров пишет: «Я думаю о том, что орнамент — это путеводная нить от прошлого к нашим дням».

Архитектурный образ, созданный в сознании человека, складывается не только из формы, но и из декора, истоками которого когда-то являлись скульптура и живопись. Слияние этих компонентов и образует в первую очередь тот синтез искусств, который всегда связан с социальным содержанием и функциональным назначением архитектуры. Эстетические взгляды людей разных эпох, уровень развития технических средств, освоение новых материалов порождали различные архитектурно-конструктивные формы с присущими только им художественными приемами.

Декоративное убранство здания чаще всего выполняется в барельефных или горельефных скульптурных изображениях. Барельеф выступает от плоскости стены менее чем на половину своего объема, а горельеф — более чем на половину. Барельеф обычно используют как орнаментальный фриз или в виде отдельных декоративных вставок, горельеф — для заполнения больших и глухих поверхностей, чаще как тематическую скульптуру. Барельеф делается с расчетом на близкое его разглядывание, а горельеф воспринимается на значительном удалении от зрителя.

Орнаментальные композиции в архитектуре могут быть как реалистичными, так и стилизованными. Часто в архитектурных постройках прошлого встречается меандр — плоский геометрический орнамент в виде пересекающихся и изогнутых прямых или закругленных линий — греческая стилизация морской волны. Из растительных орнаментов архитекторы прошлого использовали акантовый лист, пальметку.

Орнамент в архитектурно-декоративных композициях может располагаться как фриз и как розетка, розетки часто встречаются на потолке в кессонах — элементах, образуемых пересекающимися балками.

Все эти типы орнаментов отливают из гипса для учебных практических работ по рисунку.

Кроме того, богато орнаментированы такие архитектурные детали, как ионик, кронштейн (модульон), капитель колонны, которые также рекомендованы для рисования.

Последовательность построения рисунка гипсового орнамента

Изучение, последовательный анализ с помощью рисунка формы гипсового орнамента как архитектурной детали, разгадывание его конструктивно-художественной логики приносят огромную пользу. Рисуя гипсовые слепки декоративного убранства архитектурных сооружений, ученик осваивает законы перспективного построения сложной формы, изучает пластические основы и пропорции ее художественного выражения, конструктивную логику, а также совершенствует свои графические навыки.

Остановимся подробнее на основных этапах работы над рисунком гипсового орнамента.

Первый этап. Рисование гипсового орнамента

  1. Визуальное наблюдение, изучение и анализ формы гипсового орнамента, компоновка изображения в листе.
  2. Нахождение пропорций и прорисовка плиты орнамента на основе законов наблюдательной перспективы.
  3. Для симметричного орнамента нахождение на плите геометрического центра.
  4. Нахождение следа центрального луча и пометка его на рисунке.

Прежде чем приступить к рисунку, необходимо изучить объект для рисования и провести анализ формы орнамента. Художник-график П.Я. Павлинов писал: «Чтобы понять конструкцию фигуры, надо представить ее вне точки зрения, мысленно со всех сторон, как мы осязаем косточку оливы во рту».

Анализируя форму каждого конкретного орнамента, необходимо понять ритмику его чередующихся элементов, схему их движения. «Конечно, не в момент выполнения надо накладывать мерку, применять отвес и пр.; следует уже заблаговременно овладеть точностью, которая перед лицом природы сама собой придет на помощь неудержимому желанию отобразить ее», — писал Эжен Делакруа.

Композиция на листе складывается не только из изображения предмета, но и из тех промежутков и полей, которые предмет окружают. При передаче пропорциональной аналогии общей формы и ее составных частей надо помнить, что площади светлого и темного в рисунке должны уравновешивать друг друга. Рисуя плиту, определите ее пропорции, а затем наклон (наклон плиты лучше определять по отношению к вертикали). Далее точно установите уровень зрения. В процессе всей работы над рисунком нужно следовать перспективным изменениям в соответствии с исходными данными.

Второй этап. Рисование гипсового орнамента

  1. Изучение и пропорциональный анализ профильного сечения орнамента.
  2. Пометка характерных точек и направлений, определяющих движение основных масс орнамента.

Сущность конструкции орнамента познается через основные направляющие линии в узловые опорные точки, а для этого необходимо увидеть и расчленить сложную форму на простые геометрические фигуры. «Во всяком предмете первое, что надо схватить, дабы передать в рисунке, — это контраст основных линий. Надо хорошо запечатлеть это в воображении, прежде чем прикасаться карандашом к бумаге», — писал Э. Делакруа. Изображая гипсовую розетку, необходимо нарисовать множество эллипсов. Для этого нужно четко представлять расположение большой и малой осей каждого из них. Наметив исходный эллипс, лежащий в плоскости доски, все другие эллипсы необходимо сравнивать с ним.

Третий этап. Рисование гипсового орнамента

Выделение в общей форме и построение основных частей орнамента через их узловые пункты.

Каждый объем приведенной в примере розетки делится на пять равных частей. Узловые пункты основных частей как раз и будут лежать на линиях или кривых, соответствующих этому членению. Я.П. Павлинов писал: «Надо форму понимать от осей как направления и в количественном распределении по ней, а не от контуров».

Четвертый этап. Рисование гипсового орнамента

  1. Анализ объемных и линейных отношений конструкции орнамента, перспективных сокращений.
  2. Внесение исправлений в рисунок.
  3. Прорисовка мелких форм и деталей и завершение линейно-конструктивного рисунка гипсового орнамента.

Учебный рисунок должен содержать как можно больше информации о форме. Все построение ведется так, чтобы можно было изучить не только внешнюю, но и скрытую от глаза наблюдателя оболочку предмета. «В рисовании нужно достигнуть того, чтобы форму строить в пространстве бумаги так, как бы я строил ее в натуре, в скульптуре, архитектуре, как строит вещь столяр, как макетчик», — писал П.Я. Павлинов.

Рисунок строится от плоскости доски, как бы «изнутри», и выстраиваемые объемы двигаются по направлению к зрителю. Оправданность такого подхода к построению рисунка доказывал еще Уильям Хогарт в XV1I1 в. Он писал: «Но обычно, когда смотрят на любой непрозрачный предмет, часть пространства, которая непосредственно противостоит глазу, целиком поглощает наше внимание, а противоположная или даже рядом лежащая часть в этот момент не занимает нашу мысль. Малейшая попытка ознакомиться с любой другой стороной предмета разрушает наше первое представление из-за отсутствия связи между этими двумя представлениями, которую мы, безусловно, могли бы установить, познав весь предмет в целом, если бы в самом начале подошли к нему».

Пятый этап. Рисование гипсового орнамента

  1. Анализ геометрии теней с учетом перспективных сокращений.
  2. Построение границ собственных и падающих теней.
  3. Выявление больших тоновых отношений.
  4. Уточнение построения форм орнамента.

Надо помнить, что светотень возникает от освещения предмета источником света. Строя геометрию теней, нужно точно выяснить направление лучей света. Необходимо, пусть визуально, находить проекции основных крайних точек на поверхности орнамента, создающих границы светотени. Прямой свет, т.е. свет под углом 90 градусов к поверхности орнамента, будет создавать впечатление резкого светлого силуэта на темном фоне. Светотеневые нюансы почти отсутствуют. Собственных теней почти нет. Форма засвечивается и кажется плоской и даже большей по размеру.

Высокий свет, направленный на гипсовый орнамент под углом 45 градусов, особенно хорошо выявляет объем и фактуру формы. Мы очень четко можем увидеть свет, полусвет, полутень, тень, т. е. все светотеневые градации. Хорошо читается краевой или пограничный контраст на собственной и падающих тенях. Необходимо помнить, что при приближении к источнику света контрастность возрастает, и стараться увидеть это в натуре. Скользящие лучи света создают полутона, поэтому доска орнамента будет несколько темнее, чем выступающие элементы.

Шестой этап. Рисование гипсового орнамента

  1. Уточнение тональных отношений.
  2. Углубленная проработка светотеневых отношений.
  3. Выявление полутонов и рефлексов.
  4. Проработка орнамента в освещенных местах, выявление бликов.
  5. Проработка тоном мелких деталей.
  6. Гармоничное соподчинение света, полусвета, рефлекса и теней.
  7. Завершение светотеневого рисунка. Обобщение его.

Переходы между тенью и светом надо особенно тщательно прорабатывать штрихом, выявляя фактуру материала. Рефлексы, т. е. отраженный свет, на гипсе будут восприниматься как дополнительный источник света, если их не подчинять освещенным местам. Тени и рефлексы желательно прорабатывать мягче, без штрихов, чтобы они «отходили вглубь».

Заканчивая рисунок, надо чаше смотреть на него издали, стараясь добиться гармоничности, обобщенности, более четкого выявления пространственных и фактурных особенностей орнамента. А. Дейнека писал: «Целостное восприятие модели служит не только исходным моментом для ее изучения, но и постоянным “фоном”, на котором познается каждая часть в отдельности».

Подчинение тональных градаций происходит тогда, когда ученик работает по тональному масштабу, выявляя самое темное и самое светлое места.

Остальные тональные градации необходимо строить, сравнивая с самым темным и самым светлым, четко выстраивая отношения тона на рисунке.

В законченный учебный рисунок гипсового орнамента ученик должен вложить все свои навыки, знания, возможности — все то, что он приобрел на предшествующих занятиях. «Нам же кажется, что в штудированном рисунке вполне допустимо и целесообразно оставаться на таком пределе, который дает полное представление о сложном характере фигур и освещения», — писал Дейнека.

Авторы: Жабинский В. И., Винтова А. В.

Светотень и ее особенности

Чтобы перенести объёмный мир на лист бумаги, нам нужны особые приёмы, которые создадут оптическую иллюзию выпуклости предметов. Создать такой визуальный обман нам поможет светотень.

Особенность нашего зрительного восприятия состоит в том, что мы определяем форму и размер в зависимости от освещённости объекта. Игра света и тени создает трехмерность на плоской поверхности. Свет, попадая на любой предмет, рассеивается неравномерно, освещая одни участки и оставляя в тени другие.

Светотень – это сочетание освещенных и неосвещенных мест на рисунке, которые помогают увидеть объём предмета. Чтобы правильно наложить тон, нужно уметь штриховать.

Тут не обойтись одной техникой. Для разных видов рисунка и для различных форм предмета существует своя техника. Но есть основные принципы штриховки, которые обязательно должен усвоить каждый рисовальщик.

Для чего это пригодится

Но для начала стоит разобраться, что такое штриховка и для чего она нужна.
• Она помогает придать форму изображению;
• Создает иллюзию объемности предметов;
• Помогает передать текстуру какого-либо материала;
• усиливает творческие замысли художника;
• может создать неповторимый и узнаваемый почерк художника.

Виды техник

Техник нанесения штриховки существует не так много, и начинающий рисовальщик должен освоить их все, чтобы в будущем свободно пользоваться определенным видом при необходимости.
Техника бывает:
Прямолинейная. Она пользуется большой популярностью. Техника делается при помощи коротких линий, которые идут параллельно друг другу, постепенно заполняя определенный участок пространства. Техника помогает выстроить форму.
Контурная, она же фигурная. Одна из непростых техник. Штриховка наносится параллельно контуру (форме) объекта. Чаще всего применима при создании гравюр.
Тушевка. При таком способе нанесения штриховки не будет видно отдельных линий. Тон получается однородный.
Растушёвка. Нанесённые линии растушёвываются до однородного тона.
На первый взгляд, всё предельно просто. Но каждый метод требует отдельной многократной отработки. В школе-студии «Мастер рисунка» опытный педагог поставит руку и расскажет обо всех секретах правильного нанесения штриховки.

Принципы нанесения

Запомните несколько правил, которые пригодятся для создания качественных работ:
Рисуйте, не поворачивая лист. Учитесь наносить линии в разных направлениях, больше внимания уделяя тем, где техника пока не совершенна.

Штриховку нужно наносить движениями по направлению сверху вниз и слева направо (для правшей).
Прежде чем приступать к работе, нужно точно определиться, какой техникой вы будете пользоваться, и в каком направлении будут наноситься линии. И ни в коем случае не меняйте технику на одном и том же участке рисунка.
Не спешите, наносите линии в нормальном темпе, продумывая каждое движение.
Эти правила помогут избежать ошибок на начальных этапах освоения рисования.

Возможные ошибки в рисунке

Следующий пункт расскажет о самых распространенных ошибках. Зная их, вы не будете ошибаться при самостоятельном освоении различных техник.

Главное, знать меру. Не старайтесь выводить каждую линию, пытаясь сделать ее совершенной. Просто рисуйте, соблюдая технику и не меняя направления. Не стирайте неудачные штрихи и не исправляйте их.

Целое важнее частного. Старайтесь полностью заполнить закрашиваемую поверхность. Думайте о целостности, не обращая внимания на отдельные линии.

Избегайте неаккуратности. Но и нельзя пускать всё на самотек. Нужно следить за тщательностью выполнения работы. Если, конечно, не стоит задачи, что хаотичное исполнение станет вашей «фишкой» или фирменным стилем.

Не используйте только одну технику. Мы уже выяснили, что есть несколько приёмов, которыми можно наносить штрихи. Какой-то будет выходить лучше, а другой не получатся совсем. Это не означает, что все работы нужно выполнять только одной техникой. Не ограничивайте свой творческий потенциал и выбирайте тот или иной прием по мере необходимости.

Для каждого тона подбирайте определённую мягкость карандаша. Как определить подходящий инструмент? У вас должен получатся нужный тон (светлый или тёмный) без усилий, то есть без давления на грифель.

Чтобы усилить тон, не нужно давить на карандаш. Насыщенность цвета достигается путём многократной штриховки на одном участке.

Нет пределов совершенству. Не останавливайтесь на достигнутом. Продолжайте тренироваться и отрабатывать разные техники. Даже если вам кажется, что вы уже научились рисовать.

Всё зависит от вашего упорства и старания. Тогда вы избежите возможных ошибок и сможете быстро продвинуться в развитии навыков рисования.

От теории к практике

Вы можете пробовать рисовать самостоятельно, но лучше всего обратиться за помощью к профессиональному педагогу, который вовремя обратит внимание на недочеты и исправить ошибки при работе со светотенью.

Но если уже сейчас вам не терпится попробовать себя в роли художника, то следующие упражнения помогут наработать нужные навыки.

Тональная полоса. Для начала рисуем вытянутый прямоугольник. Затем делим его на 5 равных частей (можно меньше). Наша задача – заштриховать их с градиентом, то есть с наращиванием интенсивности тона. В итоге с одного края у нас прямоугольник останется светлым, а с другой станет темным. Усиливать тон нужно более интенсивной штриховкой, а не давлением на карандаш.

Многоугольник. Это упражнение учит наносить тон в разных направлениях. Для этого рисуем многоугольник, чем больше сделаем сторон, тем лучше. Проводим линии, параллельные одной из сторон, потом следующей и так далее, пока рядом с каждой стороной не появится тон.

И напоследок самое простое тренировочное упражнение, которое можно выполнять где угодно. Рисуйте в блокноте или на газете. Просто наносите штриховку в разных направлениях, не поворачивая лист. Уделяйте этому всего 15 минут в день, чтобы добиться высоких результатов благодаря практике.

Подходящие карандаши

У будущего профессионала и инструменты должны быть соответствующие. Используйте классические карандаши в деревянной оправе и обязательно точите их канцелярским ножом, а не точилкой. Можно использовать грифели различной мягкости от средней (HB) до достаточно мягких (3В).

Соответственно для светлых участков используют твёрдые грифели, а для тёмных – мягкие. Но не берите карандаши мягче 3В, т.к. они могут только испортить рисунок, добавив излишней черноты. К тому же линии могут слиться, что создаст эффект растушёвки.

Карандаши мягкостью 3В и HB хоть и используются при создании светотени, но довольно редко. Лучше для работы брать стандартные В и 2В.

Итак, мы рассказали о некоторых тонкостях наложения тона. Подробнее о техниках и секретах создания светотени вы сможете узнать на курсе в школе-студии «Мастер рисунка».

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Какую нагрузку брать для розеток
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector