Орнамент арка с розетками
ДОМ Н.И.СЕВАСТЬЯНОВА
![]() |
В самом сердце Екатеринбурга, рядом с плотиной городского пруда, находится красивейший старинный особняк, одно из главных украшений города, известный как «Дом Севастьянова». Квартал, где расположено здание, носил название «командирский», т.к. раньше здесь располагались в основном дома горных инженеров, элиты общества.
Историческая справка:
Каменное трехэтажное здание с угловой ротондой и бельведером имеет насыщенную событиями историю. Первоначально (в 1817 г.) дом строился для маркшейдера И. Полкова и в 1829 г. уже появился на городском плане. Будучи горным чиновником, первый хозяин также был владельцем водочного завода за городом. Но в 1860 году его приобретает Н.И. Севастьянов, золотопромышленник и заводчик, разбогатевший посредством организации поставок металла с Урала / продукции с уральских заводов во время Крымской войны (1853-1856 гг.). Согласно выписке нотариальной конторы, дом располагался между домами купца Саввы Тарасова и казенным зданием Монетной конторы.
Николай Иванович Севастьянов, потомственный дворянин, в честь которого назван этот особняк, был чиновником горного ведомства и предпринимателем по совместительству. После окончания Екатеринбургского горного училища, работал в Уральском горном правлении. Помимо основной деятельности, Севастьянов владел винным заводом, мануфактурой и золотым прииском в Чердынском уезде.
В 1866 г., по проекту А.И. Падучева, дом перестраивается с добавлением элементов барокко и готического декора. Как известно, Севастьянов в этом доме не жил, а только лишь приходил полюбоваться. В 1880 г. хозяин продал свое имение казне и, получив повышение, уехал в Петербург. В доме решено было разместить Окружной суд, где разбирались дела о грабежах, убийствах и прочих преступлениях, а также гражданские дела. В 1914 г. здание расширили с помощью бокового пристроя тоже в готическом стиле, а в 1917 г. солдаты Ачинского пехотного полка устроили тут разгром. Годом позже здесь открылся первый в стране Уральский комиссариат труда. Затем постройку передали областному Совету профсоюзов и дали название – «Дом Союзов».
Архитектурная справка:
Объем дома напоминает П-образную форму и образует внутренний двор. В композиции здания можно отметить цилиндрический объем угловой ротонды с бельведером, от которого начинаются два протяженных объема.
Западный и южный фасады здания и объем ротонды создают сложную композицию. Ротонда с двумя ярусами глубоких лоджий поставлена на высокий цоколь. Нижний ярус представляет собой аркаду из полуциркульных арок, верхний — открытую лоджию с высокими стрельчатыми арками и гранеными пилястрами в узких простенках. По верху ротонды расположен лепной фриз с фигурными кронштейнами. Венчают объем карниз, парапет со столбиками и бельведер, покрытый невысоким полусферическим куполом. Обращенный на набережную Западный фасад, выходящий на набережную, содержит в себе 4 части, которые различны группировкой и формой оконных проемов и элементами убранства. Таким образом, та часть фасада, которая совпадает по расположению с двусветным залом на втором этаже, имеет свою ось симметрии, похожие на розетки окна и уникальный лепной декор.
Убранство фасадов и ротонды различается по типам декора и по стилю. Стрельчатая арка – самый повторяющийся элемент здания. Среди разнообразия готических деталей в композиции дома Севастьянова встречаются формы полуколонок, фронтона над главным входом, окон и декора наличников. Главный вход в дом расположен на западном фасаде со стороны набережной ведет в парадный вестибюль с лестницей.
Внутренне убранство представлено двумя комнатами, вестибюлем и большим залом, примыкающим к ротонде, на первом этаже. В планировке дома также присутствует группа зальных помещений, которые примыкают к ротонде. План второго этажа состоит из парадного двусветного зала, который объединен с круглым залом ротонды. Интерьер украшен и элементами архитектурного декора, и растительным орнаментом: лепные вазоны, цветы, гирлянды, картуши. Особый акцент сделан на вестибюль, круглый и двусветный залы на втором этаже.
Внутреннее убранство круглого зала оформлено резными колонками, служащими постаментом для вазонов, по всей окружности. Широкий фриз с цветочными гирляндами на кронштейнах гармонирует с декоративной композицией потолка, образованной крупными рельефными деталями с растительным узором. Эти детали в свою очередь подводят акцент к центральной восьмилепестковой розетке. Потолок в двусветном зале целиком украшен лепниной. Арки, пилястры, розетки и орнамент декорируют стены. Двусветный зал соединен с залом в ротонде с помощью широкой арки граненой формы.
Потолок вестибюля состоит из сводов и отделан лепной декорацией под деревянную обшивку с растительным орнаментом. «Готические» элементы убранства дополнены классицистическими. Именно такая форма у дверного портала с ионическими пилястрами и треугольным фронтоном с акротериями. В комнатах южного корпуса сохранились уникальный камин с зеркалом в стиле «рококо» и изразцовая печь. Парадная лестница с высоким пространством лестничной клетки имеет ажурную кованую решетку ограждения. Мотив трехлопастной арки широко использован не только в отделке интерьеров и формах окон, но и в формах внутренних дверных проемов. Каменный дом с угловой ротондой является одним из наиболее ярких образцов «неоготики», аналогов которому не было на Урале.
Настоящее время:
В 2008-2009 гг. здание было реконструировано: был сделан капитальный ремонт, отреставрированы фасады и пристроен новый корпус, оборудованный залом для парадных приемов. В ходе работ были восстановлены исторически аутентичные цвета фасада — белый, зеленый и терракотовый. После реконструкции здание стало резиденцией Президента РФ во время саммита ШОС (Шанхайской организации сотрудничества). Название «Дом приема почетных гостей Свердловской области» приурочено к ШОС и БРИК.
Розетка
Орнамент в виде круга, составленный из цветочных лепестков.
Розетка — орнамент в виде круга, составленный из цветочных лепестков. Как плоскостной орнамент использовался еще с античных времен, в готике принял форму оконной круглой розы — характерного отличительного признака готической архитектуры.
- 1 из 1
На фото:
По материалам книги Д. Кес «Стили мебели». — М.: Издательство В. Шевчук, 2008. — 272 с.
Также в этом разделе
Декупаж
Декоративная техника с помощью которой можно легко украшать росписью аксессуары и мебель, не обладая выдающимися художественными способностями.
Джали
Поскольку мусульманская религия запрещает изображать людей, джали стала для художников-мусульман своего рода подспорьем, дополнительным художественным приемом.
Гардина
Гардина – это штора, занавеска, закрывающая все окно, дверной проем.
Японские шторы-панели
Японские шторы-панели – это цельные тканевые полотна, которые могут перемещаться по карнизу.
Криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами, а также отдельное архитектурное сооружение дугообразной формы.
Филигрань
Один из самых древних способов художественной обработки металла.
Французский фарфор
Фарфор, производимый во Франции с 1734 года, изначально – желтовато-белого цвета или цвета слоновой кости.
Мейсенский фарфор
Фарфоровые изделия Мейсенской мануфактуры (сегодня — Мейсенский государственный фарфоровый завод), которые изготавливаются с 1710 года в немецком городе Мейсен (Meissen).
Дамаст
Дамаст – это блестящая плотная ткань из чистого хлопка, украшенная узорами, чаще всего цветочными.
Гризайль
Гризайль – вид декоративной живописи, который выполняется разными оттенками одного и того же цвета.
Муранское стекло
Известное во всем мире стекло ручной работы, технология изготовления которого за 5 веков почти не претерпела изменений.
Хлопчатобумажная ткань с одноцветным рисунком на кремовом или белом фоне.
Пейсли
Рисунок с изображением стилизованного плода пальмы.
Обюссон
Ковер, техника, в которой он ткется и город во Франции, где зародился этот особый вид ткачества.
Силуэт. Искусство силуэта
Силуэт – это очертание предмета, напоминающее его тень и видимое как плоское пятно.
Кольцо для салфетки
Салфетки вставляются в кольца при праздничной сервировке – это хороший тон, красиво и удобно.
Витражи
Витраж сегодня – это любая декоративная композиция (в том числе – цельная) из материала, пропускающего свет.
Ахроматические цвета
Ахроматические цвета – это те цвета, которые не входят в солнечный спектр, то есть белый, черный и серый.
Бельё
Фарфор «бельё» — белый нерасписанный фарфор.
Венецианские зеркала
Сегодня венецианскими зеркалами называют зеркала в изысканной, богато украшенной раме — зеркальной, серебряной, посеребренной либо из резного, травленого или крошеного стекла.
Псише (зеркало-псише)
Особая разновидность зеркала с «качающейся» отражающей поверхностью.
Восточные ковры
Восточные ковры — собирательное название ковров из различных стран Средней Азии и Ближнего Востока. Лучшими поставщиками восточных ковров традиционно считаются Азербайджан, Туркмения и Иран.
Зонтичница
Зонтичница – подставка для сушки мокрых и хранения сухих зонтов. Первая модель зонтичницы была изобретена и запатентована американцем Уильямом Картером в 1885г.
Интарсия
Интарсия (ит.) или маркетри (фр.) – мозаика из разных сортов древесины, изысканный способ декорировать мебель.
Фартук кухонный
Фартук: 1. То же, что и передник (Даль). В XVII веке наряду с чепцом был непременной частью дамского костюма. Позднее трансформировался в рабочую принадлежность повара. 2. Часть стены между рабоче
Кессон
Кессоны, кассеты или кассетоны — архитектурно или декоративно оформленные углубления на потолке, внутренней поверхности перекрытия, или покрытия свода, или арки.
Гобелен
Гобелен – вытканный вручную по рисунку-образцу (т.н. картону) ковер-картина с сюжетной или орнаментальной композицией, обладающий высокой художественной ценностью.
Костяной фарфор (веджвуд)
Веджвуд (Wedgwood) – первоначально английский не покрытый глазурью фаянс. По бесцветности и степени полупрозрачности он не уступает фарфоровидным «бисквитным» изделиям. Назван по имени
Ламбрекен
Поперечная драпировка из тяжелой ткани, декорирующая верх дверного или оконного проема. Ее часто украшают воланами, складками, кистями.
Волюта
Волюта (лат. voluta — скрученная): скульптурное украшение из двух спиралевидных завитков на капители ионической колонны; основная форма украшения заимствована из природы.
Трофей
Декоративно сгруппированное оружие как символ победы; часто используется в мебели как декоративный элемент. По материалам книги Д. Кес «Стили мебели». – М.: Издательство В. Шевчук, 2008. – 272 с.
Алькантара (Alcantara®)
Алькантара – популярный синтетический текстиль, получивший имя компании-изобретателя. Материал представляет собой микроволокно, покрытое полиуретаном.
Бархат
Бархат — это ткань с разрезанным ворсом, которую получают путем переплетения нитей особым образом: четыре попарно образуют верхнюю и нижнюю основу, а пятая — ворс.
Шерсть
Шерсть — один из наиболее древних материалов, известных человеку. Качество шерстяной ткани зависит от вида волокон, из которых она изготовлена. Например, ткань из смеси длинных и коротких волокон
Самый капризный из известных материалов, шелк боится всего (не только света, но даже чистой воды), быстро истирается. В качестве обивки используется только в классической мебели (да и то очень
Натуральный текстиль становится все более популярным обивочным материалом мягкой мебели премиум-класса. Он хорошо дышит, гигроскопичен.
Балдахин
Балдахин: иначе – полог кровати. Небольшой, чаще всего поддерживаемый роскошными колоннами навес над кроватью (троном, алтарем и т. д.).
Канделябр
Подставка с разветвлениями для двух или нескольких свечей или электрических ламп. Первоначально этрусско-римский бронзовый светильник с масляными лампами.
ABS – пластик
Материал с непроизносимым названием акрилонитрилбутадиенстирол принято называть просто «а-бэ-эс».
Стеклопластик
Синтетический пластик, наполнителем которого служит специфическое волокно в виде нитей, жгутов или даже стеклоткани. Последние добавляют к любым известным полимерам, например полиэстеру.
Фетр (войлок)
Существует два термина для обозначения материи из шерсти, изготовленной в технике валяния: фетр и войлок. В чем между ними разница?
Тревира
Марка волокна из полиэстера немецкой компании Trevira CS была запатентована в конце 80х гг.
Микрофибра
Полностью синтетический материал представляет собой полиамидную либо полиэфирную нить, скрученную из большого числа (до 50) тончайших волокон.
Кевлар
Арамидное синтетическое волокно повышенной плотности. Используется самостоятельно и в качестве одного из компонентов смесовых материалов (текстиля).
Вискоза
Название материлала из синтетического волокна. Латинское слово viscosus означает «вязкий», «клейкий».
Карельская береза
Произрастает в Центральной и Восточной Финляндии, а также на северо-западе России.
Акант
Акант (греч.) — биологическое название южного травянистого растения с большими зубчатыми листьями, собранными в виде розеток.
Аппликации (накладки)
Аппликация: способ создания орнаментов или иных изображений путем наложения на основной фон кусочков из иного материала, например, на мебельное изделие — выпиленного орнамента из металла.
Алмазная грань
Алмазная грань: элементы декора, имеющие форму ограненных драгоценных камней. Были распространены главным образом в мебели Ренессанса.
Амур – древнеримский бог любви, изображавшийся в виде обнаженного крылатого мальчика с луком и стрелами; маленький ангел.
Орнамент арка с розетками
Арабский орнамент: особенности, типы, способы построения
Основной формой художественной выразительности в арабской культуре стал орнамент, чрезвычайно развитый в различных формах прикладного искусства и в архитектуре. Это произошло из-за запрета на изображение человека в религии ислама.
Основные виды арабских узоров
Арабские орнаменты могут напоминать персидские, византийские узоры и частично греко-римские. Они бывают двух видов:
- «гирих» или «узел» — жёсткий непрерывный геометрический рисунок, основанный на сетчатой структуре;
- «ислими» — растительный узор, состоящий из гибких стеблей и побегов, покрытых листвой и соцветиями.
Очень редко оба мотива употребляются вместе, чаще — раздельно. Представители фауны в орнаментах практически не встречаются. Непрерывные геометрические мотивы использовались для погружения в состояние, напоминающее медитацию. Через их созерцание, человек пытался постигнуть тайны мироздания. Ислими заключал в себе как точные копии различных цветов и плодов, так и стилизацию различных частей растений, изменённых до неузнаваемости. Некоторые части арабского растительного орнамента используются для заполнения фона и некоторых других задач.
Орнамент использовался и для оформления бытовых вещей. Арабская мебель изготавливалась из дерева и тщательно обрабатывалась. Различные части предметов обихода украшались резными орнаментами: самым распространённым из них была стрельчатая арка.
Принципы создания орнамента
Декоративно-прикладное искусство Востока во многом построено на математических принципах. Первый тип орнамент в арабском стиле создаётся из геометрических узоров. Особенностью гириха является его выстраивание на «сетках», которые могут накладываться друг на друга. В основе рисунка лежит круг: его делят на части и выстраивают другие фигуры. Так создаются сложные орнаменты, получаемые путём наложения друг на друга квадратов, многоугольников и кругов. Каждый элемент этого рисунка математически выверен, а у любой фигуры есть определённое место в «сетке».
Связь арабских орнаментов и каллиграфии
Орнамент, получивший название «арабески», состоит из сложной системы, переплетающихся друг с другом, геометрических и растительных мотивов, включающей в себя надписи специальными каноническими шрифтами. К ним относится куфический, насах и прямоугольные буквы арабской письменности. Написание букв определяются геометрически, а пропорции задаются алифом — первой буквой в алфавите.
В качестве диаметра каждого знака используется воображаемый круг, диаметр которого равен алифу. Особое место в культуре Востока занимала каллиграфия. Овладение этой техникой считалось показателем культурного развития личности и её высокой духовности. Каллиграфия была тесно связана с арабскими узорами и орнаментами. Искусство художественного письма чаще всего использовалось для записи изречений из священной книги — Корана.
Особенности орнаментов
Арабский орнамент отличает узорность, особенно распространённая в мусульманском декоративном искусстве Средних веков. Этот стиль главенствовал не только в архитектурных решениях. Он активно использовался в музыкальных произведениях и поэтическом искусстве. Великие мыслители того времени пытались найти связь между явлениями природы, описать их математическими формулами. Восточные философы считали, что в цветочном орнаменте можно выразить человеческие представления о красоте и счастье.
Мотивы и цветовая гамма арабских узоров
Между гирихом и ислими находятся специальные фигуры — медальоны. Это арки и розетки, фигурная кайма, мадохили. В арабском орнаменте используются зооморфные и мифические мотивы, небесные тела, ритуальные сюжеты и сцены из повседневной жизни. Из-за запрета на некоторые виды изображений мотивы с животными часто были стилизованы и практически не содержали живых существ. Цветовая гамма не была единой для всех узоров.
В рисунке преобладали красные и голубые оттенки, разбавленные белоснежным и золотистым тоном. На Востоке использовались специальные краски, которые сочетались особым образом. Особенностью арабской архитектуры были «сталактиты» — множество мелких ниш, включённых друг в друга. Они изготавливались из терракоты или гипса и были способны передать тонкие переходы оттенков и игру светотени.
Орнамент арка с розетками
Большое спасибо Марине за объемное погружение в предмет, за историю и понятное разъяснение процесса, за любовь и глубокие знания того, чем она делится. С ней это не просто создание красивой картинки или вещи, это ныряние в глубину красивейшей традиции, раскрывающей в душе радость от созерцания красоты, идущей из веков.
Я влюбилась в невероятной красоты орнамент Турции, когда увидела фильм о временах султана Сулеймана Великолепного «Великолепный век». И вдруг у меня появилась возможность создать этот орнамент самой на курсах Марины. Я, не раздумывая, пошла на мастер-класс. И втянулась. Курсы были по цветочным орнаментам, и росписи тарелок, и геометрическим орнамент.
Когда мы приезжаем в новую страну и хотим прикоснуться к ее культуре и истории, мы пробуем кухню этой страны, учим несколько слов, чтобы послушать, как звучит речь и «попробовать ее на вкус», слушаем музыку и т.д. А когда можно не только попробовать, но и сделать что-то, соответствующее национальной культуре, происходит глубинное погружение, как будто открываются внутренние секреты этой традиции и она становится роднее, понятнее, ближе.
Занятия орнаментами с Мариной меня очень захватили. Такое творчество освобождает мозг от суеты и негатива, настраивает на спокойствие, помогает перестроить внутреннюю структуру, видеть и создавать красоту и гармонию, которой нам часто не хватает и к которой мы все так стремимся.
Создание орнаментов и узоров — процесс очень увлекательный. По сути, это динамическая медитация. Я человек стремительный и мне часто трудно расслабиться, а занятия с Мариной мне очень помогли: и навык рисования улучшился, и новые изделия получились удачно, и мозг расслабился и перезагрузился, а я, наконец, поняла, что значит быть в потоке. И ещё, после занятий я всегда ощущала подъем и прилив энергии!
К тому же, я обратила внимание, что во время занятий ко мне часто приходят удачные мысли и творческие идеи по поводу других проектов и сфер жизни, то есть эти занятия дают мне вдохновение и ресурс, чтобы творить не только в художественном смысле, но и успешно созидать по жизни.
Вот так — легко, через расслабление и вдохновение — можно творить красоту и создавать желаемое на своём жизненном пути, делая этот мир ярче и прекрасней — для себя и для других!
Я безумно благодарна Марине за такую уникальную возможность и новый путь, который она для меня открыла! СПАСИБО 🙏🏻 🙏🏻🙏🏻
Занятия орнаментами для меня стали импульсом для собственных творческих поисков, пищей для размышлений и работы. Вспоминаю их с благодарностью!
Я — художник и тема орнаментов для меня, вроде бы, более или менее знакомая, Иногда для меня бывает важно на какое-то время снова стать учеником, посмотреть на, казалось бы, знакомые вещи по новому, с подачи другого человека.
Курс Марины оказался компактным, грамотно выстроенным, с богатым и хорошо подобранным иллюстративным материалом. На первых занятиях были даны необходимые теоретические сведения о истории возникновения и развития орнаментальной исламской культуры.
Дальнейшие занятия включали практическую работу «от простого к сложному» с подробными объяснениями и схемами построения орнаментов. На занятиях была очень приятная творческая атмосфера, Марина подробно объясняла и всем помогала. Все материалы для работы были предоставлены, что было весьма удобно.
Спасибо Марина, буду с интересом следить за твоими новыми проектами!
Лепнина из полиуретана: детали «декоративного конструктора»
Декоративная лепнина из полиуретана представляет собой готовые изделия, которые можно использовать в различных комбинациях. Такой «декоративный конструктор» хотя и состоит из шаблонных элементов, всё же даёт достаточный полёт для фантазии дизайнера. Например, используя молдинг как границу декоративных зон потолка, можно сделать несколько таких линий, которые в свою очередь могут быть с разным ленточным орнаментом. Кессоны, купола, розетки сами по себе замечательно украшают потолочное пространство. Но, если декоративное оформление потолка не ограничивать только этими элементами лепнины? Например, многоуровневый потолок, можно сделать частично кессонным, а частично гладким, оформленным по периметру орнаментом (ионики, гирлянды…), а карниз сделать с модульонами. Подобные сочетания придают интерьеру эксклюзивность даже при использовании стандартных архитектурных деталей. Но для того, чтобы работать с таким «конструктором» необходимо знать типы и названия архитектурных элементов. Ниже я привожу перечень основных деталей декоративной лепнины в интерьере и архитектуре.
Карниз — выступ на стене или под свесом кровли. В декоративном оформлении интерьера карнизом часто называют потолочный плинтус. Карнизы могут украшаться модульонами, или даже крепиться на них.
Модульон — кронштейн выполняющий как декоративную роль так и функциональную. Может украшаться растительными формами, различными завитками и т. д. Чаще всего используется для украшения или крепления карнизов и различных выступов.
Молдинг — полоса украшенная орнаментом или имеющая иной декоративный профиль. Из молдинга часто создают замкнутый декоративный контур на потолке или на стене. В дополнение к молдингу можно использовать декоративную лепнину в виде растительного орнамента по углам такого контура. Также молдингом можно украсить дверные проёмы или арки. Также существуют угловые элементы для молдинга, имеющие разный фигурный контур.
Арка — по сути представляют собой тот же молдинг, только изогнутый по форме арки, окна или двери.
Замок — деталь по центру обрамления арки, окна или дверного проёма, замыкающий форму.
Колонна — опора балки, напоминающая столб. Делятся на три основных вида, соответствующие древнегреческому ордеру: ионический, дорический, коринфский. Также существуют и нетрадиционные виды колонн.
Пилястра — полуколонна т. е. четырёхгранный выступ из стены, по форме напоминающий колонну.
Картуш — полузавитый свиток. Этот элемент часто используется для оформления интерьера в стиле барокко.
Купол — деталь сферической формы (вогнутой в потолок чаши). Используется для отделки потолка в больших помещениях. Часто внутри купола размещают люстру.
Розетка — декоративный элемент потолка имеющий круглую, овальную или многоугольную форму. Розетки чаще всего крепятся в середине потолка и украшают пространство вокруг люстры. Розетки декорируются растительным или геометрическим орнаментом с центром в середине розетки.
Кессон — модульный элемент отделки потолка, чаще всего квадратной формы, в целом напоминающей короб, но состоящий из множества декоративных элементов. Таким образом, кессонный потолок состоит из квадратных глубоких ячеек создающих роскошный внешний вид.
Вентиляционная решётка — имеет различную форму и фигурные отверстия внутри.
Ленточные орнаменты можно поделить на несколько видов, например таких:
Ионика — орнамент состоящий из модуля, напоминающего яйцо, помещённое как бы в чашу.
Гирлянда — орнамент из цветов, веток, листьев, сплетённых в виде извивающейся ленты.
Пальметта — симметричный элемент декора напоминающий пальмовый лист.
Меандр — ленточный орнамент из непрерывной линии, изогнутой под прямым углом.
Бусы — ленточный орнамент из шариков, чашечек, цилиндриков…
Акант — декоративный элемент на основе акантового листа, напоминающий по форме медвежью лапу. Используется как отдельно, так и в качестве модуля ленточных орнаментов.