Как подключить две розетки по схем
Какие существуют схемы для подключения розеток в доме и квартире
Сразу стоит зафиксировать внимание читателя, что современный человек живет по двойным стандартам, одновременно действующим в мире электричества.
Такая объективная реальность сложилась в переходный период, когда:
- еще продолжают эксплуатироваться здания со старой системой электроснабжения, выполненной по схеме TN-C, которой длительно пользовались наши родители и дедушки;
новые жилища строятся по более безопасной схеме заземления— TN-S;
происходит плановый, но медленный перевод старых домов с системы TN-C на TN-C-S.
Разницу между ними подробно излагает статья по обзору схем заземления для здания, дома, дачи.
Необходимость подобного перехода назревала постепенно, а стала осуществляться благодаря настоятельным требованиям со стороны международной электротехнической компании. Люди начали массово пользоваться мощными электрическими потребителями в быту, которые создают максимальную нагрузку на домашнюю сеть. Участились поломки электрооборудования, неисправностей проводки, стали возникать пожары.
Электрическая безопасность жилищ и людей стала серьёзно нарушаться.
Пришлось разрабатывать и внедрять новые системы защит, которые потребовали изменить схему подключения бытовых приборов к контуру заземления. С этой целью конструкции электрических розеток и кабелей для новых стандартов претерпели изменения.
Кабели и розетки для зданий с системой TN-C
В старой проводке однофазной сети используется всего две токопроводящих жилы кабеля:
- фазного потенциала;
- рабочего нуля.
Они подключаются на внутренние контакты розетки. Во многих странах принято рабочий ноль располагать слева, а фазу — справа, если смотреть на механизм с лицевой стороны. Однако у нас на это правило редко кто обращает внимание. Даже в отдельной комнате не часто соблюдается однообразие монтажа, что неправильно.
Для трехфазного питания, которое подается на этажный щиток многоквартирного дома, применяется четырехжильный кабель, через который передаются три фазных потенциала и рабочий ноль.
Кабели и розетки для зданий с системой TN-C-S и TN-S
В этих схемах все корпуса электрических приборов дополнительно подключаются на контур заземления. С этой целью внутри кабеля используется еще одна жила защитного нуля (РЕ проводник), которая к розеткам монтируется на клемму добавочного разъема.
В итоге у однофазной сети используется трехжильный кабель, а у трехфазной — пятижильный.
Рекомендации владельцам старых квартир по переходу на новый стандарт
Перевод зданий на безопасную схему электропитания в масштабе государства требует больших материальных затрат. Он осуществляется поэтапно и произойти быстро не может. Причем электроснабжающие организации будут выполнять реконструкцию схемы от источника питающей трансформаторной подстанции вплоть до каждого квартирного щитка многоэтажного дома.
На этом их функция закончится. Доработка домашней проводки внутри квартиры возложена на ее владельца. Время для этого есть. Его надо приурочивать к проведению очередного ремонта и полностью заменять старую проводку, розетки и оборудование.
Схемы подключения квартирных розеток
В практической деятельности встречается много вариантов прокладки домашней проводки. В зависимости от выбранного способа подключают розетки и выключатели.
Кабели питания подводятся от автоматического выключателя, расположенного внутри квартирного щитка одним из способов:
- радиально;
- по кольцу;
- смешанно.
Внутри небольших помещений оптимальным считается разделение проводки на две группы, как выполнялось издавна в одноквартирной схеме подключения:
- силовую розеточную группу;
- осветительную часть.
Каждую из них запитывают через свои защиты. Не стоит забывать и про УЗО или дифавтомат. Причем розетки для мощных потребителей типа стиральных машин, электрических плит подключают отдельной линией по возможности целым куском кабеля без каких-либо соединений.
Распределительные коробки розеточной группы используют для последовательного подключения потребителей к своим защитам в квартирном щитке. От них же идет к розетке всего один кабель.
Следует учитывать, что необходимое число розеток в современной комнате с учетом количества работающих электроприборов может достигать до десяти штук. Пользоваться постоянно удлинителями и тройниками не удобно, да и опасно.
Поэтому вместо единичной розетки устанавливают смонтированные через накладную рамку механизмы или целые блоки.
В этом случае следует четко представлять различие электрических характеристик применяемой схемы.
Что такое розеточный блок
Его конструкция может включать до четырех отдельных розеток и собирается в заводских условиях с выполнением всех внутренних электрических соединений. Подключение проводов для блока выполняется как у единичной розетки.
Этим он отличается от накладной рамки, в которой каждая розетка собирается обычно в последовательный шлейф с подключением проводов от одной к другой. Это экономически выгоднее и технически проще: не требуется прокладывать много кабелей и использовать дополнительные защиты.
Однако, мощные потребители, подключаемые к отдельным розеткам накладных рамок необходимо запитывать индивидуальным кабелем.
Как подключить защитный провод к розетке
К монтажу РЕ проводника всегда предъявляются повышенные требования по надежности подключения и механической прочности. С этой целью способ шлейфа здесь запрещен. Допускается исключительно метод ответвления, когда вся магистраль защитного нуля выполняется цельным проводом от начала до конца. Сборка ее кусками при соединении их любыми методами не допускается.
Причина такого жесткого требования в том, что аварийные токи достигают очень больших значений. Они способны сжечь любое ненадежное соединение. В этой ситуации подключенные потребители останутся без защит.
Этот пункт правил не всегда выполняют даже электрики, когда провод РЕ проводника заводят под винт с целой металлической жилой, но снятой изоляцией, используя петлю.
Это ошибочное действие, оно не считается ответвлением.
Способы создания ответвлений для розеток
Существует два технических решения, позволяющих снизить материальные затраты по прокладке РЕ проводника к розеткам:
- методом спец соединителей;
- дополнительной соединительной коробкой.
Способ №1
Чтобы упростить монтаж защитного нуля для соединения розеток шлейфом можно воспользоваться специально разработанными для таких целей соединителями типа Scotchlok TM, использующими врезные контакты. Его часто называют «клипсой».
Такое место подключения можно разместить непосредственно внутри установочной коробки между розеточным механизмом и днищем. Достаточно при выборе деталей предусмотреть возможность обеспечения небольшого резервного пространства.
Способ №2
Рядом со шлейфом розеток создается дополнительная ответвительная коробка, скоммутированная РЕ проводником со щитком. Внутри нее сваркой подключаются ответвления к каждой розетке. Допускается использовать соединительную колодку.
В обоих случаях при подключении проводов фазы и нуля для розеток образуется шлейф, а РЕ-проводника — ответвление.
Заканчивая изложение материала предлагаю к просмотру видеоролик владельца elektrik-sam.info “Схема подключения розетки”.
Жду комментариев и вопросов. Напоминаю, что вы можете поделиться этой статьей с друзьями в соц сетях.
Электрическая схема ВАЗ 2108, 2109, 21099 с низкой панелью приборов
Низкая панель приборов устанавливалась на первые ВАЗ 2109 и через несколько лет была заменена новой «высокой» панелью. Низкая панель практически не имела минусов, за исключением устаревшего дизайна и отсутствия тахометра. Ниже приведена схема электрических соединений для автомобилей с низкой панелью.
1 – блок-фара; 2 – электродвигатель очистителя фар (устанавливается на части выпускаемых автомобилей); 3 – выключатель подкапотной лампы; 4 – звуковой сигнал; 5 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя; 6 – датчик включения электродвигателя вентилятора; 7 – генератор; 8 – электромагнитный клапан включения омыва фар (устанавливается на части выпускаемых автомобилей); 9 – электромагнитный клапан включения омыва заднего стекла (устанавливается на части выпускаемых автомобилей); 10 – электромагнитный клапан включения омыва ветрового стекла; 11 – свечи зажигания; 12 – датчик–распределитель зажигания; 13 – катушка зажигания; 14 – выключатель света заднего хода; 15 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 16 – стартер; 17 – аккумуляторная батарея; 18 – датчик уровня тормозной жидкости; 19 – коммутатор; 20 – датчик верхней мертвой точки 1-го цилиндра; 21 – колодка диагностики; 22 – блок управления электромагнитным клапаном карбюратора; 23 – реле включения стартера; 24 – концевой выключатель карбюратора; 25 – электромагнитный клапан карбюратора; 26 – датчик контрольной лампы аварийного давления масла; 27 – электродвигатель омывателя стекол; 28 – электродвигатель вентилятора отопителя; 29 – дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 30 – переключатель вентилятора отопителя; | 31 – электродвигатель очистителя ветрового стекла; 32 – прикуриватель; 33 – лампа подсветки рычагов отопителя; 34 – штепсельная розетка для переносной лампы; 35 – подкапотная лампа; 36 – лампа освещения вещевого ящика; 37 – монтажный блок; 38 – выключатель освещения приборов; 39 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 40 – выключатель стоп-сигнала; 41 – подрулевой переключатель; 42 – выключатель наружного освещения; 43 – выключатель аварийной сигнализации; 44 – выключатель заднего противотуманного света; 45 – предохранитель цепи противотуманного света; 46 – выключатель обогрева заднего стекла; 47 – боковые указатели поворота; 48 – плафон; 49 – разъем для подключения к плафону индивидуального освещения; 50 – выключатели плафона на стойках дверей; 51 – реле зажигания; 52 – выключатель зажигания; 53 – комбинация приборов; 54 – выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора; 55 – задние фонари; 56 – датчик указателя уровня и резерва топлива; 57 – элемент обогрева заднего стекла; 58 – электродвигатель очистителя заднего стекла; 59 – фонари освещения номерного знака; |
А – порядок условной нумерации штекеров в колодке выключателя зажигания
Б – порядок условной нумерации штекеров в колодке электродвигателя очистителя ветрового стекла
Creta на Кольском: «подменный» мотор и заварка дифференциала
От Мурманска до ставшей уже культовой Териберки на берегу Баренцева моря около 130 км. Впереди новая Creta, сзади еще одна. До чего же унылый пейзаж. Дождь накрапывает, грунтовая печаль под колесами не дает разогнаться выше 60 км/ч. Зато можно оценить настройки шасси. И возможности системы микроклимата.
Ч то случилось с дизайном? В компании Hyundai считают, что предыдущая Creta была слишком безликой и терялась в потоке. Поставили задачу сделать что-то необычное, непохожее на других. Получилось? Вот только ни одного человека, который назвал бы новую Крету красивой, я пока не встречал.
Зато она умная! Утром машина на стоянке, а я в номере отеля запускаю двигатель со смартфона, настраиваю температуру климат-контроля, включаю обогревы руля и лобового стекла, задаю время их работы. А если кто покусится на территориальную целостность автомобиля — мне на телефон придет сообщение о сработавшей сигнализации.
Когда на связи машина в топовой версии с камерами кругового обзора, то посылаешь запрос — и через пять-десять секунд получаешь стоп-кадр с этих камер. Правда, сервисы Bluelink доступны при наличии устойчивой 3G-связи и лишь на машинах с «автоматами» начиная со средней комплектации Family — такие сегодня составляют около 55% всей программы выпуска. Однако и для более простых версий с «механикой» Hyundai предлагает коммуникацию Mobikey — через приложение на смартфоне можно отслеживать местоположение и состояние автомобиля (работает ли двигатель, закрыты ли двери), а также статистику поездок. В отличие от глобального Bluelink сервис Mobikey — чисто российская разработка («железо» компании «Три точки», софт собственный), призванная к тому же собирать статистику поездок и уменьшать стоимость страховки по программе КиберКАСКО. Это когда меньше ездишь — меньше платишь.
А каков раздел настроек климат-контроля! Тут можно задать автоудаление влаги, автообдув, включение вентиляции при использовании омывателя. И главное, что все это работает. Выставил на дисплее однозонного климат-контроля 24 градуса — и больше ничего не трогаешь. За ненадобностью. Окна не потеют, вентилятор не бьется в истерике — просто вам с пассажирами тепло и комфортно.
Вообще, пересаживаясь из Креты предыдущего поколения, чувствуешь качественный скачок в оснащении. Виртуальная стрелка на приборном семидюймовом дисплее мягко скользит по шкале с эффектом линзы, а включаешь поворотник — на «блюдце» спидометра появляется изображение с боковых камер. Еще бы сиденье повыразительнее: спинка плоская, поясничному подпору не хватает широты регулировки. Но в остальном на эргономику грех жаловаться. Равно как и на обзорность: передние стойки неширокие, стекло обогревается по всей площади. А с огромными «лопухами» наружных зеркал легко ездить и без камер, и без системы мониторинга слепых зон, которыми щеголяет Creta в дорогих комплектациях. Любопытно, что электропривод складывания зеркал (во всех комплектациях, за исключением базовой) не срабатывает на скорости выше 20 км/ч, — умная страховка от случайного нажатия кнопки, расположенной на двери.
Электрорегулировки положены только креслу водителя — в исполнениях Lifestyle, Prestige и Smart
В задней части салона из нового только откидной подлокотник. А в багажном отсеке — дополнительный 31 литр объема, полноразмерная 17-дюймовая запаска и отсутствие каких-либо дополнительных удобств. Даже простенький органайзер, который был на прошлой Крете, куда-то исчез. Зато на пятой двери появился омыватель камеры — жидкость на объектив подается при включении омывателя заднего стекла.
Сзади стало просторнее, появился откидной подлокотник
Атмосферники 1.6 (123 или 121 л.с.) и 2.0 (150 л.с.), шестиступенчатые «механика» или классический «автомат» прежние. Привод — передний или полный с муфтой подключения задних колес. Сочетания моторов и трансмиссий — на любой вкус, хотя двухлитровый двигатель по-прежнему не предлагается с механической коробкой передач.
Панорамная крыша с люком доступна в пакете Advanced для версии Lifestyle и штатно для исполнений Prestige и Smart
Двухпедальные Креты по-прежнему едут бодренько. Причем отличия двухлитровой машины скорее не качественные, а лишь количественные — на ней все же проще совершать обгоны. И доплата за лишние 400 кубиков разумная — 60 тысяч рублей.
При переключении режимов Drive Mode меняется цвет спидометра — на дисплей можно вывести показатели скорости, расхода топлива, подсказки навигации и схему распределения крутящего момента по колесам
На всех Кретах с «автоматами» теперь есть возможность выбирать из трех режимов работы шасси. Для спокойной езды Normal подходит, но мне больше по душе Sport, который делает акселератор более чувствительным и переводит «автомат» на работу с более низкими передачами. Расход топлива на двухлитровой машине, на которой я в основном и ездил по Кольскому полуострову, составил 11,3 л/100 км. Но самое интересное, что под капотом двухлитровой Креты по факту стоит не тот мотор, который заявлен в технических характеристиках!
На бумаге это прежний двигатель серии Nu (индекс G4NA), а в действительности — более современный мотор семейства Smartstream (индекс G4NL), который совсем недавно получили новые Elantra и Tucson. Почему? Причиной стал пресловутый дефицит чипов. Оказалось, что их не хватает для производства прежних двухлитровых агрегатов, но при этом на складах оказались в наличии полностью комплектные новые моторы G4NL — тоже мощностью 150 л.с. Более современные, экономичные, с облегченными поршнями, двухступенчатым масляным насосом, электронноуправляемым термостатом, увеличенной до 10,8:1 (с 10,3:1) степенью сжатия. Хотя и с обычным распределенным впрыском и возможностью работать на 92-м бензине.
На двигателе нет крышки с надписью «Smartstream», но это он — такой же, как на Элантре, двухлитровый атмосферник G4NL мощностью 150 л.с.
Однако такая ситуация продлится всего несколько месяцев, так что, если хотите двухлитровую Крету со Смартстримом, торопитесь. Но если вас отпугивают новые технологии, то лучше подождать старину G4NA. Кстати, на только что открывшемся моторном заводе Hyundai в Санкт-Петербурге уже собирают двигатели «старой» серии — пока это Gamma 1.6, а в конце 2022 года к ним добавятся и двухлитровые Nu.
Спинки заднего сиденья складываются без ступеньки в пропорции 40:60, лючка для длинномеров не предусмотрено
Что по шасси? Изменилось крепление переднего подрамника, хотя сам он прежний. Передние рычаги подросли на 8 мм, задние амортизаторы получили новые пыльники и стоят более вертикально. Но главное, что сами амортизаторы и пружины — другие. С ними новая Creta стала интереснее и собраннее в поворотах. Крены уменьшились, реакции на руль стали активнее, живее. Единственное замечание — ненужная искусственная добавка по усилию на руле после 60 км/ч.
И плавностью хода пришлось пожертвовать — на более плотной подвеске Creta подробнее повторяет профиль дороги, хотя до дискомфорта не доходит. На жестких грунтовках, пробитых в скальных сопках, можно ехать не выше 30—40 км/ч — иначе тряска замучает. То есть Creta теперь больше ориентирована на ровные асфальтированные дороги. На которых она стала еще и тише — за счет дополнительной шумоизоляции на кузове и подкрылках.
Хотя на песчаном пляже в окрестностях Териберки полноприводная Creta не спасовала. Главное — не забыть отключить противобуксовочную систему. С ней по песку ехать невозможно, а отключаешь — никаких проблем. Все четыре колеса гребут, муфта не перегревается, да и шины Nexen N’Fera RU5 SUV китайского производства обладают минимально необходимым для бездорожья набором поперечных канавок.
Дорогие версии Prestige и Smart отличают серебристые накладки на бамперах и светодиодные хвостики задних габаритных огней на пятой двери. На других версиях эти секции без подсветки
А вот когда я полминуты побуксовал на переднеприводной Крете с мотором 1.6, то… Из песка-то я выехал — в том числе за счет электронной имитации блокировки дифференциала. Но на асфальте тут же понял, что появилась другая «блокировка» — самая что ни на есть механическая. По прямой все нормально, но чуть отклоняешь руль — и жесткие удары! По всему видно, что заварился дифференциал. Когда в сервисе разобрали коробку, мой диагноз подтвердился — перегрев вызвал заклинивание одного из сателлитов. Как выяснилось позже, до меня эту машину изрядно помучили коллеги, хотя и не исключен дефект конкретной коробки. Кстати, компания Hyundai на такой случай подстраховалась — в инструкции есть запись: «Не допускайте чрезмерной пробуксовки одного или обоих колес одного моста при активации контрольных ламп системы ESC, ABS и стояночного тормоза».
В базе — диодные скобки ходовых огней и линзованные галогенки. А со средней комплектации Lifestyle появляются три светодиодные секции рефлекторного типа: две верхние — ближний свет, одна нижняя — дальний
Ночью огорчил круговой обзор с камер: в темноте изображению на десятидюймовом экране не хватает яркости и контрастности. Зато порадовал ближний свет фар. Напомню, что в базе у Креты линзованные галогенки, а начиная с версии Lifestyle — рефлекторные светодиодные фары. Про базу не скажу, не ездил, а светодиодный ближний хорош — и по дальности, и по размытой, не напрягающей глаз границе пучка. Однако дальний слабоват: за него в каждой фаре отвечает одна секция, а за ближний — сразу две.
Электронные ассистенты Smart Sense доступны пока лишь в топ-версии Smart за 1 млн 990 тысяч рублей
И куда делся поворотный свет? Пусть у старой Креты он был статическим — повороты подсвечивались противотуманками, — но все же работал. А на новой Крете его нет даже в топ-версии Smart за два миллиона рублей. Зато есть комплекс систем безопасности Smart Sense — тут и автоторможение, и удержание по центру полосы разметки, и система предотвращения столкновения при повороте налево, и адаптивный круиз-контроль. Жаль, Smart Sense нельзя заказать для машин попроще. То есть хочешь адаптивный круиз — выкладывай 2,3—2,4 млн с учетом дилерской накрутки.
А ведь они нынче повсеместно. Вернувшись в Москву, я заглянул к ближайшему дилеру Hyundai. В наличии есть только Creta 1.6 с «механикой» за 1 млн 850 тысяч рублей. Хотя по прайс-листу такая машина с учетом пакетов Winter и Light должна стоить 1 млн 360 тысяч рублей. Полмиллиона сверху? Вы серьезно?
Да, Creta, конечно, умная. Но я тоже не дурак, чтобы выкладывать за нее такие деньги.
Какой бюджетный смартфон купить и не прогадать. Топ-5 лучших моделей до 700 рублей
Если вы не особо интересуетесь технологиями, а просто собираетесь выбрать надежный и недорогой бюджетный смартфон, то задача тривиальная только на первый взгляд. Смартфонов с одинаковыми или крайней схожими характеристиками очень много, купить подходящий бывает сложно. Ведь выбрать всегда хочется лучший вариант по соотношению цены и качества. Составили рейтинг хороших бюджетных смартфонов в 2021 году и делимся советами, на что именно обратить внимание при выборе.
На что обратить внимание при выборе
Термин «бюджетный» довольно расплывчатый. Для кого-то таким устройством окажутся модели и по тысяче-полторы рублей, а кто-то ограничится девайсом за 200 рублей. Мы остановились примерно посередине и дальше подробнее расскажем о гаджетах с ценником в районе 700 рублей. Модель за такие деньги уже не будет состоять из сплошных компромиссов, но и на лавры флагманов не претендует.
Если коротко: за условные 700 рублей девайс должен предлагать дисплей с диагональю не менее 6 дюймов (желательно Full HD+, при цене около 400 рублей — HD+), емкую батарею — желательно от 4500 мАч, поддержку ускоренной проводной зарядки (от 18 Вт), а также основную камеру с двумя фотомодулями: обычным и ультраширокоугольным. В активе могут быть и другие фотодатчики, но они обычно устанавливаются «для галочки» и не несут полезной нагрузки.
С производительностью от модели к модели все разнится, но в целом лучше останавливаться на устройствах на базе чипов Snapdragon от Qualcomm (в этом ценовом диапазоне — шестой или седьмой серии). Это не панацея, но SoC производителя среди пользователей зарекомендовали себя с лучшей стороны. Так или иначе, притормаживать обычные приложения вроде соцсетей, мессенджеров, банковских программ и YouTube вряд ли будут. С играми сложнее, но на минимальных настройках графики особых проблем также быть не должно.
Лучшие бюджетные смартфоны: топ-5 телефонов 2021 года
Xiaomi Redmi 9T
Samsung Galaxy A32
Realme 8
Xiaomi Redmi Note 10S
Samsung Galaxy A12
Ниже подробнее рассмотрим модели, отвечающие этим принципам.
Xiaomi Redmi 9T
Xiaomi Redmi 9T
Наверное, один из самых привлекательных вариантов по соотношению цены и качества. Смотрите сами: у аппарата экран на 6,53 дюйма с IPS-матрицей (Full HD+), не менее 4/64 ГБ памяти, процессор от уже упоминавшийся выше Qualcomm — Snapdragon 662, а также аж четверная камера (48 Мп + 8 Мп + 2 Мп + 2 Мп).
Но это не основная фишка гаджета. Главное — это аккумулятор на внушительные 6000 мАч. С учетом не самого требовательного «железа» устройство вполне тянет два дня без подключения к розетке в обычном режиме. Если запускать ресурсоемкие игрушки или что-то вроде навигации, то батарейки точно хватит на день. И еще: в официальной продаже в Беларуси предлагают модель без NFC-передатчика, то есть без возможности бесконтактных платежей. Но если немного поискать, то версия с NFC также найдется в Беларуси.